Софт-Архив

что такое грамматика русского языка

Рейтинг: 4.0/5.0 (983 проголосовавших)

Описание

Что такое грамматика?

Что такое грамматика?

Современные правила грамматики уходят корнями еще в языковедческие индийские традиции, при этом ее основная терминология пришла к нам из античных времен. Одной из обязательных дисциплин грамматика стает в средние века, но только в XIX столетии начала рассматриваться учеными, как отдельная наука. Именно в этот период она дополнилась морфологическими принципами и категориями. Впервые в России о грамматике заговорил М.В. Ломоносов, при этом им же были описаны и основные правила русского языка.

Определение грамматики

В целом под грамматикой подразумевают раздел языкознания, изучающий строение языка, а также его конструкции. Существуют специально сформулированные грамматические правила, где указаны закономерности построения всех правильных и осмысленных речевых отрезков (например, синтагм, словоформ, предложений и текстов).

Рассмотрим подробней, что такое грамматика. В первую очередь, грамматика считается формальным строем языка, а также наукой о его строении и правилах. В общем, грамматика является лексическим разделом, составляющим основу языка, при этом регламентируя образование всех слов, а также речевых отрезков. Также этот раздел науки должен определять связь между всеми словами и их конструкциями, а именно предложениями и словосочетаниями.

Основными разделами грамматики принято считать синтаксис и морфологию. Синтаксис при этом изучает строение предложений и словосочетаний. Регламентацию правил словообразований с точки зрения частей речи изучает морфология. Кроме этого, грамматика также тесно связана и с такими науками, как фонетика и лексика, а именно с орфоэпией, стилистикой и орфографией.

Подразделения грамматики

Чтобы понять, что такое грамматика русского языка следует рассмотреть все ее виды, которые смогут наиболее полно раскрыть все ее понятия.

  • По глубине изучения всех словесных форм грамматику подразделяют на формальную и функциональную грамматику. Формальная грамматика при этом изучает грамматические средства, а функциональная - грамматические значения.
  • Также существует универсальная грамматика, которая заключает в себе правила, распространяющие на все языковые группы и языки. Параллельно с универсальной, рассматривают частную грамматику, изучающая грамматические правила конкретного языка.
  • По периоду, когда изучаются грамматические правила, наука о грамматике делится синхронную и историческую грамматику. Синхронная при этом в частной грамматике описывает все грамматические правила в установленный период времени, а историческая подразумевает только сравнение различных периодов синхронной грамматики, а также происхождение группы и семьи родственных языковых потомков праязыка, который считается единым источником. Кроме этого она также изучает и видоизменения частной грамматики.

что такое грамматика русского языка:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Что такое грамматика русского языка

    Толковый словарь

    На сегодняшний день на сайте представлены 4 словаря, словарная база которых содержит более 325 000 статей. Быстрый поиск сразу по всем словарям.

    Большой Энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь - универсальное энциклопедическое издание, самое большое в отечественной практике по широте охвата тем и содержания. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей. В словаре отражены все сферы жизни общества - история и современность, экономика и география, наука и техника, живопись и литература, кино и музыка. Читатель найдет статьи из области права и политики, гуманитарных и естественных наук, медицины, философии, религии. 30 000 статей отведено биографиям исторических личностей и политиков, деятелей науки и искусства, театра и кино, лауреатов Нобелевских премий, академиков ведущих академий мира, писателей, звезд сцены, спортсменов и т.д. Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год.

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой - самый полный среди существующих толковых словарей по объему словника (около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц). Словник словаря отражает лексический состав русского языка рубежа XX-XXI веков. Помимо общеупотребительной, в словарь вошла и основная терминологическая лексика, в том числе заимствованная в последние годы. Грубая, жаргонная и бранная лексика не включалась.

    Толковый словарь живого великорусского языка Даля

    Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Несмотря на существование словарей-предшественников, диалектных, диахронических, жаргонных словарей, многотомных современных лексикографических описаний, время от времени оказывается, что Словарь Даля отражает русский язык точнее или полнее. Это собрание русской лексики, относящейся, по преимуществу, к диалектам и профессиональным жаргонам, составленное дилетантом-самоучкой, который неоднократно призывал писать как говорим, ратовал за полное избавление русского языка от иноязычных заимствований. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров.

    Толковый словарь русского языка Ушакова

    Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова, - лучший толковый словарь русского языка советской эпохи. В авторский состав коллектива вошли такие филологи отечественного языкознания, как Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин и Б.В.Томашевский. Кроме общеупотребительных слов, в словаре приведены термины, используемые в науке и технике, а также слова, обозначающие явления и реалии культурной и общественной жизни. Словарная статья включает толкование слова, грамматическую и стилистическую характеристики, этимологическую справку.

    Что изучает грамматика?

    Что изучает грамматика?

    Грамматика – раздел языкознания, занимающийся грамматическим строем языка и включающий в себя морфологию и синтаксис. Это значит, что изучает грамматика формы слов, строение и классификацию словосочетаний и предложений. Кроме того, грамматикой называется и свод правил, которым подчиняется язык.

    В отличие от лексики, грамматика игнорирует значения слов, изучая лишь лексемы – формы. Так лексическое значение слова всегда конкретно и служит для обозначения одного предмета или явления, грамматика же рассматривает лишь формальные признаки. К примеру, значения у слов “шкаф” и “стол” абсолютно разные, но грамматические характеристики идентичные: одинаково образуется множественное число (шкафы, столы), одинаково склоняются по падежам, принадлежат к одной части речи. Значение слова никак не влияет на его форму и роль в построении предложения. Можно заменить одно слово другим, но грамматический строй предложения останется нетронутым, изменится лишь смысл: “Стол (шкаф, телевизор, сейф)  не смогли вынести из кабинета”.

    Грамматика занимается изучением грамматических категорий – общностей элементов языка, объединенных грамматическими значениями при наличии грамматического способа их выражения. Последнее – одно из сложнейших понятий в грамматической науке, до сих пор однозначно не определенное. Считается, что грамматический способ – материальное выражение грамматических значений, то есть определенная техническая комбинация морфем и фонем, интонационные изменения в предложении, расстановка пауз, изменение лексических конструкций, а также применение служебных слов. Грамматических способов в любом языке имеется ограниченное количество: аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложение, служебные слова, ударение, порядок слов, интонация, супплетивизм. В русском языке, который в высокой степени флективен, используются все способы, в ряде других языков – только некоторые.

    Базовой грамматической категорией любого языка являются части речи. В русском языке их двенадцать: имя существительное, имя прилагательное, глагол,  местоимение, имя числительное, наречие, причастие, деепричастие, союз, частица, междометие, предлог. Иногда в самостоятельную часть речи возводят предикатив – слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в роли сказуемого безличного предложения.

    Грамматика занимается изучением грамматической формы – единства грамматического значения и грамматического способа. При изменении грамматического значения и сохранении способа, равно как и наоборот, мы получаем новые формы слов. К примеру, “красивейший” (аффиксация) лексически тождественно “красивый-красивый” (повтор) и грамматически отображает превосходную степень, однако грамматические формы абсолютно разные. С другой стороны, способом повтора образован и особый видовой оттенок глагола “делаешь-делаешь”, однако с формой “красивый-красивый” его ничего не роднит. Формы не могут быть общими для разных языков, они индивидуальны и характерны для одного, однако схожесть форм в родственных языках (к примеру, украинском и русском) вполне возможна.

    Грамматика занимается изучением грамматических моделей – групп лексем, объединенных по определенному признаку. К примеру, группа производных существительных, образованных посредством суффиксов -ец, -чик, ник (жилец, стрелец, возчик, грузчик, истопник, лавочник). Одна модель действует и для слов “шахматист”, “парашютист”, “артист”, “автомобилист”; по шаблону слова “библиотека” образованы “фонотека”, “фильмотека”, по шаблону “ипподром” – “роллердром”, “автодром”. Такого рода модели называются словообразовательными. Существуют модели словоизменительные – те, по которым слова изменяются по падежам или спряжениям.

    Что такое грамматика

    что такое грамматика

    Naumenko Высший разум (479635) 3 года назад

    выбирайте любое:

    грамматика (грамматика это, что такое грамматика) « Д. Н. Ушаков.

    грамматика" ("грамматика" это, что такое "грамматика", значение слова "грамматика" в словаре Ушакова онлайн) « Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка (.

    classes.ru/all-russian/russian-dict. копия

    Грамматика русского языка. Морфология. Орфография. Орфограмма.

    Грамматика — это раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис. Грамматика — система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-л. языка.

    ruslovo.ru/archives/3 копия

    Грамматика

    ГРАММАТИКА — отдел языковедения, заключающий в себе учение о формах слов и словосочетаний, хотя нужно заметить, что такое значение этого термина отнюдь не является общепризнанным. ГРАММАТИКА.

    dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literat. копия

    Грамматика — Наука

    Грамматика — раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения ( морфология). видов словосочетаний и типов предложений ( синтаксис). Совокупность.

    ru.science.wikia.com/wiki/Грамматика копия

    Остальные ответы

    Старый Паха Оракул (85461) 3 года назад

    Грамматика – это

    (греч. grammatike). 1. Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

    Грамматика историческая - грамматика, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в их развитии путем сравнения разных этапов их исторического пути.

    Грамматика описательная - грамматика, рассматривающая строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане.

    Грамматика формальная - грамматика, изучающая те отношения в строе предложения, которые имеют формальное выражение.

    2. То же, что грамматический строй. Лексика и грамматика русского языка.

    3. Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Изучать грамматику английского языка. Академическая грамматика. Школьная грамматика.

    Что такое грамматика в английском языке?

    Что такое грамматика в английском языке?

    August 13, 2013

    Вместе с глобализацией в современном мире возникла тенденция учить иностранные языки. Современный человек, идущий в ногу со временем, пытается развиваться, совершенствоваться и не отставать от собратьев-иностранцев, став при этом билингвистом. Изучение языков помогает не только быть на ступеньку выше своих соперников (ведь сейчас на рынке существует сумасшедшая конкуренция среди профессионалов), но и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

    Если же вы приняли решение в пользу познания культуры других народов путем изучения языка той или иной страны, тогда поздравляем вас. Как говорится, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Одним из основополагающих принципов изучения языка является овладение его грамматикой. Поэтому давайте разберемся с тем, что такое грамматика.

    Ни для кого не секрет, что с развитием человечества развивался и язык, видоизменялись формы слов и, конечно же, грамматика. Сейчас каждый имеет свободный доступ к книгам различного уровня нагрузки, предназначенным для разных возрастных категорий, и у него есть возможность открыть для себя, что такое грамматика. Прямо говоря о грамматике английского языка, можно отметить, что она несколько отличается от такой родной нам грамматики русского языка. Со временем глагола в русском языке нет проблем. Например, фраза «Я пишу статью» звучит одинаково и тогда, когда речь идет о действии, которое постоянно повторяется («Я пишу статью каждый вечер»), и если говорят о настоящем моменте («Я пишу статью сейчас»). Иначе говоря, в предложениях «Я каждый вечер пишу статью о работе» и «Я сейчас пишу статью» употребляется один и тот же глагол. Что же касается «сейчас» и «каждый вечер», то это просто слова-дополнения к глагольной форме «пишу». Думаю, вы уже оценили по достоинству, что такое грамматика.

    Что касается падежных окончаний, так с ними разобраться несложно, потому что их просто нет в английском. Нет никакой разницы в окончаниях между словами в женском и мужском роде. Зато полная каша с формами глагола. Английская грамматика никогда не перестанет вас удивлять и в то же время радовать. Например, в предложениях «Я жду тебя сейчас», «Я жду тебя днем» и «Я всегда жду тебя здесь» в английском варианте нужно употребить глагол в трех разных временных формах!

    Добиться хороших результатов в изучении иностранного языка вам помогут чтение книг (газет, журналов), прослушивание аудио на английском, изучение грамматики как основы языка, практика с носителем языка по "Скайпу" либо на курсах. Не пытайтесь узнать, что такое грамматика, самостоятельно вызубривая отрывки правил из учебника. Таким способом результата вы не добьетесь. К примеру, если вам нравится писать, то попытайтесь написать сочинение с использованием недавно выученных слов и, конечно же, правил грамматики. И, наконец, самый результативный способ – поезжайте за границу в языковой лагерь, по программе обмена, либо же просто путешествуйте и совмещайте приятное с полезным.

    Презентация на тему: Морфология

    Морфология. Морфологические нормы. Что такое грамматика Грамматика изучает формоизме не ние и оформле ние мысли по законам русского языка, т.е. построе. - презентация Похожие презентации

    Показать еще

    Презентация на тему: " Морфология. Морфологические нормы. Что такое грамматика Грамматика изучает формоизме не ние и оформле ние мысли по законам русского языка, т.е. построе." — Транскрипт:

    1 Морфология. Морфологические нормы

    2 Что такое грамматика Грамматика изучает формоизме не ние и оформле ние мысли по законам русского языка, т.е. построе ние фразы, выраже нной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – уче ние о формах слова и синтаксис – уче ние о законах построе ния словосочетания, предложе ния, сложного синтаксического целого (ССЦ).

    3 Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изме няемым, какие – к неизме няемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склоне ние, спряже ние, наклоне ние, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значе ние слова?

    4 Морфологические нормы - это нормы словоизме не ния при склоне нии име нных частей речи и спряже нии глаголов.

    5 Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употребле нием име ни существительного

    6 Род име н существительных Составьте словосочетания прил.+сущ. определите род данных сущ. шампунь, мигре нь, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пе ня, уик-энд, бюллете нь. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расце нка или расце нок Туш или тушь; карьер или карьера

    7 Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

    8 Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (сере нький) – только мужского рода.

    9 Род сущ. обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тре нер предложе ния так, чтобы было понятно, о же нщине или мужчине идет речь.

    10 Являются наруше нием нормы слова: Врачиха, докторша, доце нтша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и же нского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

    11 Род несклоняемых существительных М.р.:сущ. обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р. сущ. обозначающие лиц же нского пола (мисс, фрау) Ср.р. сущ. обозначающие названия неодушевле нных предметов (пальто, кино, метро)

    12 Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных име н сущ. шансонье, ке нгуру, пани, инже ню (сце ническая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, аве ню Определите род несклоняемых собстве нных име н сущ. Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

    13 Число име н существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ. аптекарь, кондитер, директор, инже нер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Коре нь (расте ния, суше ная приправа) Лист (бумаги, расте ния) Соболь (мех, животное) Орде н (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, пече ное изделие) Пропуск (докуме нт, отсутствие) Дно (бочки, океана)

    14 Запомните. Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инже неры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты. тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и не кот. др.

    15 Употребле ние формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ. томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селе нье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, це нтнер, ре нтге н, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

    16 Как назвать жителей? Благовеще нска Архангельска Владивостока Братска Костромы Курска Орла Перми Ростова Санкт-Петербурга Смоле нска Тулы Харькова

    17 Морфологические нормы, связанные с употребле нием име ни прилагательного

    18 Степе ни сравне ния име н прилагательных Вспомните, как образуются степе ни сравне ния име н прилагательных. Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степе ней сравне ния: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой

    19 Запомните: соедине ние в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степе ни не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выраже ния: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д. Исключе нием является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степе ни прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

    20 Употребле ние краткой и полной формы име ни прилагательного. Зависимые слова могут быть только при краткой форме име н прилагательных: В тече ние месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом». Полная и краткая форма не употребляются одновреме нно в качестве однородных чле нов предложе ния. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма уме н. Исправьте ошибку.

    21 Краткая форма на –е н (а не –е не н). Бессмысле нный – бессмысле н Бездействе нный – бездействе н Бесчисле нный – бесчисле н Величестве нный – величестве н Двусмысле нный – двусмысле н Злокачестве нный – злокачестве н Искусстве нный – искусстве н Мужестве нный – мужестве н Невежестве нный – невежестве н и др.

    Занятие 31 Что такое грамматика?

    Пришла пора подводить итоги. Чем же завершается наш первый учебный год в средней школе? Чему мы научились, насколько стали умнее и образованнее? Давайте немного повторим то, с чем знакомились весь учебный год.

    Итак, мы изучали грамматику. Вспомним, что это очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова грамма, то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным.

    В России первую научную грамматику составил М. В. Ломоносов. Эта же грамматика была и школьной. М. В. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики. Он писал: «Российская грамматика есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, рассудительному его употреблению».

    «Все науки, – разъяснял Ломоносов, – в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

    Что же такое грамматика? Грамматика – это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без нее все слова были бы мертвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

    Маленький ребенок, научившись говорить, строит предложения по всем правилам грамматики, еще не зная (не понимая), что такие правила существуют. Он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые учат его говорить, сами владеют хорошей русской речью.

    Но такого человека легко сбить с толку. Он может незаметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не знает, что правильно и что неправильно. Да и речь его довольно бедна: склонять, спрягать, соединять отдельные слова

    в предложения он научился бессознательно, как научился ходить. Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, – вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, то есть грамматики.

    Играть на любом музыкальном инструменте можно и без нот – по слуху. Но тот, кто занимается серьезной музыкой, а не подбирает одним пальцем «Чижика», никогда не довольствуется игрой по слуху.

    Конечно, нас учит правильно говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живой речи. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.

    Раскинем умом

    Ученик 9-го класса писал сочинение по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В небольшом абзаце он употребил шесть раз слово был (что может свидетельствовать о скудном запасе слов): «Крестьянская изба была очень грязная. Стены и потолок были покрыты сажей. Печь была без трубы, пол был на вершок покрыт грязью. На окнах были натянуты пузыри, которые чуть-чуть пропускали свет. Детишки были раздетые».

    Измените это описание, употребив слово был не более двух-трех раз.

    В нашем языке есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные – течь, печь, сечь, стать. Например, в предложении: Беда, коль пироги начнет печи (печь) сапожник, а сапоги тачать пирожник – слово печь – это глагол. А в предложении: Доменная печь была построена досрочно – слово печь – это существительное.

    Придумайте предложения, в которых слова печь, течь, сечь, стать были бы глаголами и существительными.

    Культура речи

    Вы наверняка замечали, что словарь некоторых ребят беден, однообразен. Особенно режет слух частое употребление слова сказал. А ведь русский язык богат синонимами. Так, например, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот наиболее характерные из них:

    говорить, заговорить, проговорить, говаривать

    сказать, сказывать, высказать

    произнести, промычать, вымолвить, изречь

    выражаться, растягивать свою речь, вставить свое слово

    начать, продолжать, подхватить, повторить, вспомнить, твердить

    шепнуть, прошептать, слышался шепот

    закричать, кликнуть, воскликнуть, возопить, завопить

    броситься с криком, загреметь (голосом), затрещать (голосом)

    фыркнуть в ответ, ругаться, жаловаться

    процедить сквозь зубы, промычать, проворчать

    бормотать, пробормотать, пролепетать, залепетать

    запнуться, замяться

    спросить, переспросить, осведомиться, обратиться

    отвечать, ответствовать, отзываться, отозваться

    вмешиваться, вмешаться, перебить

    согласиться, поддакнуть, подтвердить, договариваться

    возразить, поспорить, опровергать, уверять, внушить

    рассказывать, рассуждать, пуститься толковать, растолковать

    докладывать, доложить, сообщить, распространиться

    рассыпаться, объясниться, объяснить, объявить

    беседовать, потолковать, поболтать упоминать,

    упомянуть, намекнуть, заметить

    прибавить, подсказать, советовать

    распорядиться, велеть, величать, осудить и др.

    Если обратиться к рукописям других писателей (Л. Н. Толстого, А. И. Лескова, Н. С. Куприна, А. П. Чехова, М. Горького), то мы увидим, какой титанический труд лежит за простыми, ясными строчками, которые всех нас восхищают. От редакции к редакции писатель добивается точности, выразительности слова, его полной согласованности со всем строем речи, стремится освободиться от ненужных разговорно-фамильярных элементов языка, от стилистически неоправданных книжных элементов, от нехарактерных иностранных и диалектных слов, от излишних определений.

    Из всего этого следует вывод, что необходимо серьезно, вдумчиво относиться к речи – как устной, так и письменной. Речь можно сравнить с драгоценным камнем: чем большей обработке подвергается, тем лучше становится.

    Раскинем умом

    1. Подберите к следующим словам по два слова: одно – совпадающее по значению (синоним), другое – с противоположным значением (антоним).

    быстрый, найти, ненависть, работа, скука, смелый

    2. Замените одним словом следующие выражения.

    а) водить зa нос

    б) оставить с носом

    в) зарубить на носy

    г) не в бровь, а в глаз

    голубой континент

    5. С помощью какого суффикса топор легко «превратить» в его рукоятку, а ножи и ноги «сделать» ужасными и неразличимыми?

    6. От каких различных корней могут быть образованы глаголы вожу, лечу ?

    Что такое «грамматика»

    Что такое «грамматика»?

    Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв письменное

    Искусство» — от gramma «буква») неоднозначен: он обозначает и науку — раздел

    Языковедения, и объект этой науки — объективно существующий в каждом языке

    Грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле — как

    Совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры

    (см. § 8), либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил построения: 1)

    Лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных

    Высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в процессе речи

    Каждый раз соответственно выражаемой мысли.

    Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами

    Передаваемого содержания. Так, в русском языке употребление или неупотребление

    Возвратной частицы на конце глагольной формы отражает отчетливое различие в

    Значении глагола (ср. моюсь — мою), а выбор формы согласованного определения может

    Зависеть от реального пола соответствующего лица и, следовательно, указывать на этот

    Пол, например в этот плакса и эта плакса, мой Саша и моя Саша. Иначе говоря,

    Грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом

    Содержания и планом выражения языка, т. е – между значением (смыслом) и

    Особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила

    Построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов,

    Правилами перехода от воспринимаемого адресатом плана выражения высказывания к

    Закодированному в нем плану содержания.

    Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами,

    Называют грамматическими значениями. С этим понятием мы уже встретились выше,

    Когда начали рассмотрение содержательной стороны слова (см. §95). Однако грам-матич

    Еские значения представлены, конечно, не только в отдельных словах и их формах,

    Но в еще большей мере — в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом

    Предложении. Если в слове грамматические значения выражаются особенностями

    Построения слова, его отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями,

    Ударением и т. д. то в словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам

    Присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные слова,

    Обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические средства

    (или способы), применяемые в языках, являются формальными показателями

    Соответствующих грамматических значений.

    Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от

    Лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно, как бы

    Мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и

    Называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том, что

    В создании целостного значения высказывания, а также значения всех его осмысленных

    Частей грамматические значения играют весьма существенную роль, ничуть не меньшую,

    Чем лексические значения использованных в высказывании слов. Ср. например,

    Сочетания подарок жены и подарок жене (слова те же, но изменено одно окончание и

    Получается совсем другой смысл); или достань палку! и достань палкой. или — с более

    Тонким различием — выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в

    Последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения создает

    Добавочное значение приблизительности); ср. наконец, одно и тоже слово вперед,

    Употребленное в качестве однословного предложения с повелительной интонацией

    (Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?). Именно грамматические значения

    Организуют высказывание, делают его адекватным выражением мысли 1 .

    Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение

    Петров—студент. Слова, входящие в состав этого предложения, выражают два

    Лексических значения: 1) имя собственное Петров выражает представление о конкретном

    Лице, носящем такую фамилию, 2) нарицательное существительное студент выражает

    Понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но значение предложения Петров — студент не

    Сводится к простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается

    В нарочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта, что

    Личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты».

    Есть грамматические категории, находящие выражение в формах слова, простых (синтетических) или сложных (аналитических). Именно такие категории охотнее всего обозначают термином «грамматическая категория». В свою очередь они подразделяются на а) формообразовательные, т. е. проявляющиеся прямо в образовании форм данного слова (например, падеж и число в русских существительных, наклонение и время в глаголе) и б) классификационные, т. е. присущие данному слову во всех случаях его употребления и тем самым относящие это слово к какому-то классу (разряду) слов. Классификационные категории проявляются косвенно, например, в формах других слов, связанных с данным в контексте (такова категория рода в русском имени существительном: каждому существительному присущ, как правило, какой-то определен-ный род — мужской, женский или средний, а проявляет себя эта принадлежность к определенному роду в формах того слова, которое согласуется с именем существительным).

    Грамматическим категориям, связанным с отдельным словом, противостоят

    Грамматические категории, проявляющиеся только в рамках целого предложения или

    Сочетания знаменательных слов (такие, как «утверждение. вопрос» или «простое :

    Приблизительное указание количества», см. § 141).

    По характеру передаваемых значений грамматические категории можно

    Разделить на три типа: 1) Объективные по преимуществу отражают наблюдаемые и

    Преломляемые сознанием человека связи и отношения объективной действительности

    (например, число в именах существительных). 2) Субъективно-объективные отражают

    Соотношение между описываемой ситуацией и положением субъектов — участников

    Общения (категории лица, времени) или устанавливают тот угол зрения, под которым

    Рассматривается действительность (залог, вид, определенность/неопределенность,

    Выражаемая в ряде языков артиклем). 3) Формальные используются главным образом для

    Сигнализации факта связи между словами, но не отражают каких-либо различий в

    Объективной действительности или в ее субъективном восприятии (грамматический род у

    Тех существительных, у которых он не связан с полом).

    § 145. Грани между перечисленными типами изменчивы. Граммемы большинства

    Категорий многозначны; из своего «с е м а н т и ч е с к о г о спектра», т. е. из набора

    Потенциально присущих им в языке значений, они в речи, в разных случаях

    Употребления «актуализируют» то одно, то другое. Так, в русском языке 2-е лицо может