Софт-Архив

софт для автосервиса

Рейтинг: 4.0/5.0 (588 проголосовавших)

Категория: Windows: Ведение дел

Описание

Программа для автосервиса - как выбрать?

Программа для автосервиса - как выбрать?

Рейтинг:   / 3

Плохо Отлично 

Как выбрать программу для автосервиса (или выбор программы для СТО инструкция по применению)

Уважаемые посетители сайта, бороздящие просторы интернета в поисках программы для автосервиса (СТО), вашему вниманию предлагается статья о том, как правильно выбрать и на что обратить внимание при выборе программы для СТО.

На сегодняшний день многие автосервисы города Санкт-Петербурга до сих пор работают с бумажными книгами учета доходов/расходов и экселе (MS Excel). Если говорить о современных инструментах ведения и учета документооборота в СТО, то здесь можно говорить бесконечно, как говорится "Каждый хвалит своё болото". Основное, что должно интересовать Вас как пользователя или руководителя СТО, это чистота и прозрачность работы и вычислений в программе, а также финансовые отчеты за период, чтобы ясно себе представлять или видеть по отчетам движение денег и должников.

Теперь немного о программах, или как выбрать программу для Автосервиса

Надежность

Надежность. Звучит банально, но столкнись вы с проблемой с базой данных, возникшей например, при сбое электропитания в вашем СТО, маленькие фирмы разработчики или отдельные программисты (фрилансеры) скорее всего скажут вам: "Я не знаю как это починить, проще вам начать всё сначала". Лично Вы к этому готовы? Начать всё сначала, а? Думаю, многие читатели этой статьи сейчас задумались о том, в чем они работают и есть ли у них бэкап базы данных, или хотя бы профессиональная техподдержка их программы, или связь с программистами, писавшими софт. Вроде бы банальный вопрос, а надежна ли ваша программа для СТО, развернулся в целую делему со всеми вытекающими последствиями.

Скорость работы программы

Скорость работы программы и размер базы данных через определенный период, например, полгода. Эти параметры очень важны, потому, что купив вроде бы неплохую программу, при этом прилично сэкономив, мы остаемся довольны собой (что тут скрывать, все мы люди. ) НО придя на работу в один прекрасный день мы сталкиваемся с проблемой, а именно привычные операции, которые занимали у нас например 10-15 минут, растянулись на все 25-40 минут. Вроде бы и что тут подумаешь, ерунда. Да для СТО в гараже, где дай бог получить одного двух клиентов в неделю это не проблема, но давайте рассмотрим реальную ситуацию.

Здесь нужно задать несколько вопросов:

Первый: Почему мы решили купить программу?

Второй: Что мы от неё ждём?

Самый популярный ответ

Думаю многие на первый вопрос ответят примерно так: У меня выросло число посетителей/клиентов и я не могу корректно отследить движение денег и не вижу фактического списка должников, мастера продают воздух накручивая цены, а на складе творится бардак, который нужно разгрести, плюс ко всему я хочу видеть кто, что и когда менял в документах, дабы избежать накруток цен мастерами и привести учет документов в норму.

Мне нужен учет в моём Автосервисе (СТО)

Ответ на второй вопрос вытекает из ответа на первый: Мне необходима возможность создания и учета: Наряд-Заказов, счетов, актов выполненных работ, актов приема передачи автомобиля, а также грамотный учет: документов, работ, ведение склада, расчет зарплаты мастеров, выполняющих ремонтные работы, запись на ремонт, неплохо было бы видеть в программе справочник нормо часов (трудоёмкости работ) как например справочник трудоемкости работ Autosoft для расчета работ по ремонту автомобилей. Этот список требований к программе для СТО далеко не полный, обзор полного списка необходимых документов, это уже дело другой статьи.

Большие обороты в автосервисе, ваша программа справится?

Из заголовка вытекает вполне логичный вывод, что перед покупкой программы стоит поинтересоваться или даже попробовать в работе программу с количеством документов как минимум 1000 или более, посмотреть на её реакцию, скорость обработки данных. По поводу размера Базы Данных, мы упомянули не случайно, например, в одной немало известной программе назовём её "программа икс(х)", которую продают практически в любом компьютерном магазине, по цене сравнимой с ценой чайника и можно скачать в любом месте в Интернете получаем через некоторое время (примерно 3-5 месяцев), в зависимости от потока клиентов, базу данных размером более 3х ГИГАбайт.

Разрослась база данных SQL, как быть, как ускорить работу?

Думаю многим это ничего не говорит. Я постараюсь пояснить, итак, для того чтобы программа могла работать с Базой Данных (далее БД) такого размера, необходимо чтобы память компьютера (далее ПК) составляла как минимум 2-3,5 Гигабайта, процессор же понадобится с частотой в пределах 2-2,8 Гигагерц.

Это пол беды, теперь представим себе ситуацию, когда мы хотим, чтобы база данных нашего автосервиса (СТО) регулярно, например, раз в неделю сохранялась в резерв(бэкап). Методом нехитрых вычислений умножаем 3 ГИГАбайта данных на количество недель в месяце (возьмем для примера 4 недели), получаем, что в месяц мы занимаем на жестком диске 3 Гб х 4 мес = 12 ГИГАбайт, да скажете вы, ведь старые архивы можно удалять, да, НО ЗАЧЕМ нам нужна такая программа которая предъявляет к железу ПК такие требования, и тормозит рабочий процесс. Ведь если Вы, например, не житель крупного города, такого как Санкт-Петербург (в котором стоимость комплектующих существенно ниже чем в регионах), то у Вас появляется реальная проблема с быстродействием ПК и затратами рабочего времени. Решать конечно вам :).

Скорость работы в программе

Скорость работы в программе (скорость создания основного документа Заказ-Наряда (НЗ)-пожалуй самый лучший и жизненный критерий оценки программы. Наряд-Заказ - это тот документ который чаще всего приходится создавать в АвтоСервисе (СТО), без него не обходится приемка машины в ремонт, составление калькуляции работ и товаров, а также выдача автомобиля заказчику.

Время, которое вы затратите на составление Наряд-заказа, это пожалуй основное время вашей работы с документами и программой. Теперь зададимся вопросом, как влияет количество времени затраченного на создание одного Заказ-наряда на скорость приема/сдачи машины в ремонт? Ответ очевиден - прямо пропорционально! Смотрите, среднее время (назовём его идеальным временем) составляет +-(5-10) минут (в расчет берется то, что на приемке сидит не очень быстро печатающий человек-администратор).

Это и является основным критерием выбора программы, все остальные моменты уходят на второй план, т.к. "заторможенность" работы в начале, тянет за собой всё больший объем потраченного времени на следующих шагах оформления.

Опорные точки при выборе программы для СТО

Как некие опорные точки нужно отметить следующие моменты:

I. Прием машины в ремонт, первый шаг: Создать документ Заказ-Наряд (НЗ), добавить клиента, добавить автомобиль клиента, добавить неисправности автомобиля клиента.

Вы не должны тратить более 1-2х секунд на поиск кнопки "Создать Заказ-Наряд"

Вы не должны тратить более 1-2х секунд на поиск кнопки "Добавить клиента"

2.1.    Даём время на ввод данных с клавиатуры, это время не учитывается при расчете удобства ПО (человеческий фактор скорость набора символов на клавиатуре), желающие могу сделать надбавку 0,1% на свой взгляд, оценив расположение полей ввода в форме добавления клиента.

Вы не должны тратить более 1-2х секунд на поиск кнопки "Добавить автомобиль клиента"

3.1.    Даём время на ввод данных с клавиатуры, это время не учитывается при расчете удобства ПО (человеческий фактор скорость набора символов на клавиатуре), желающие могу сделать надбавку 0,1% на свой взгляд, оценив расположение полей ввода в форме добавления автомобиля клиента.

Вы не должны тратить более 1-2х секунд на поиск кнопки "добавить неисправности автомобиля"

4.1.    Даём время на ввод данных с клавиатуры, это время не учитывается при расчете удобства ПО (человеческий фактор скорость набора символов на клавиатуре), желающие могу сделать надбавку 0,2% на свой взгляд, оценив расположение полей ввода в форме добавления неисправности автомобиля.

II. Добавление работ в Наряд-заказ, использование справочников работ.

Вы не должны тратить более 1-2х секунд на поиск кнопки "добавить работу/услугу"

5.1.    Даём время на ввод данных с клавиатуры, это время не учитывается при расчете удобства ПО (человеческий фактор скорость набора символов на клавиатуре), желающие могу сделать надбавку 0,1% на свой взгляд, оценив расположение полей ввода в форме добавления/выбора работ.

Вы не должны тратить более 15-45ти секунд на поиск необходимой работы (одной) в ВИЗУАЛЬНОМ СПРАВОЧНИКЕ работ, как например справочник трудоемкости работ Autosoft, все работы должны быть расположены в виде общепринятого дерева Узел->Агрегат->Деталь(элемент)->Работы с узлом/агрегатом. Например, Audi->Двигатель->Система питания->Топливный насос->Элементы насоса. Неплохо было бы иметь в данно справочнике оригинальные номера запчастей, как это сделано в справочник Нормы Времени работ Autosoft,

Если вы сами добавляете работу в свой справочник работ, то поиск кнопки "Добавить работу" не должен занимать более 1-2х секунд.

7.1.    Даём время на ввод данных с клавиатуры, это время не учитывается при расчете удобства ПО (человеческий фактор скорость набора символов на клавиатуре), желающие могу сделать надбавку 0,1% на свой взгляд, оценив расположение полей ввода в форме добавления/выбора работ.

Вы не должны тратить более 1-2х секунд на поиск кнопки "добавить работу" из собственного справочника работ, время может быть увеличено если её поиск производит программа в большом списке работ/услуг (разумеется время поиска так или иначе зависит и от "железа ПК" и от количества работ в справочнике).

Это далеко не все моменты.

Список можно продолжать, но ЭТО ключевые моменты, т.к. они делаются в первую очередь в любом случае. Что-то из них вы можете опустить, что-то добавить, так или иначе, если вы не понимаете куда нажимать, бегая глазами по большому количеству кнопок на панели элементов в программе, это уже упущенное время и выгода. Как вы уже заметили, к интерфейсу предъявляются очень серьезные требования с точки зрения юзабилити (удобства использования), если Вы тратите много времени на поиск кнопок добавления удаления или редактирования чего либо, то эффективность вашей работы снижается пропорционально времени затраченного на поиск элемента управления.

Смотрите на "интуитивную понятность" - простоту интерфейса

Ну и конечно смотрите на интуитивную понятность - простоту интерфейса, всё должно быть логически понятно размещено(элементы ввода, формы ввода, кнопки управления). В ряде программ Вы в обязательном порядке должны сначала ввести машину клиента, потом информацию о нём, только потом вы сможете создать наряд-заказ. Это грубейшая ошибка, так как все действия должны быть последовательны, в крайнем случае, не обязательно являться зависимыми друг от друга.

"Правильная" схема создания Наряд-заказа должны быть следующей (стандарт ISO в Европе):

Создаем карточку клиента (вносим его в справочник клиентов)

Добавляем автомобиль клиента (должен сохраняться в БД, со всей историей ремонтов, и проданных запчастей)

Вносим информацию по автомобилю (VIN номер, ГОС номер, номер двигателя, и т.д.)

3.1.   Указываем неисправности автомобиля (возможны различные варианты: со слов клиента, по итогам внешнего осмотра, и т.д.)

3.2.   Создаем Акт Приемки-Передачи автомобиля

Добавляем работы в Наряд-Заказ (НЗ)

Добавляем товары в Наряд-Заказ (НЗ)

Добавляем запчасти клиента (если есть)

Завершающий этап, вносим оплату, проводим документ

На любом этапе создания Наряд-заказа, должны быть доступны: возможность печати любых связных документов (Счет, Акт, Заказ-наряд), возможность возврата на предыдущий шаг и внесение изменений.

Под требования европейских норм ISO предъявляемым к программам подпадают программные продукты Autosoft: АвтоПредприятие 9. АвтоКаталог 27. НормыВремени. АвтоМастерская 9. АвтоМагазин 9. которые помогут существенно упорядочить рабочий процесс, привести к единым стандартам документооборот и автоматизировать учет на предприятиях автомобильной отрасли от небольших СТО до дилерских станций.

Если выбранная программа соответствует данной схеме, и не "убивает" много времени на создание Наряд-заказа, то возможно это идеальный вариант именно для Вас.

© Copyright PRP Studia, выемка электронной страницы произведена 21.11.2011, нотариус Морозова М.С.

при использовании материала, ссылка на ресурс источник http://STO-Soft.ru/. обязательна.

софт для автосервиса:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Программа для автосервиса и СТО USUkz скачать Программа для автосервиса и СТО бесплатно

    Программа для автосервиса и СТО USU.kz

    Размер: 33000 Kb Статус (Цена). 100 Язык: Русский Автор: Акулов Николай Николаевич ОС: Win all Дата добавления: 18.01.2013 Имя файла: USU_sto.zip

    В организациях по обслуживанию и ремонту авто таких как СТО, автоцентры, автосервисы приходится работать с большим количеством людей и запчастей. И для организации качественной работы предприятия необходимо вести учет по каждому фактору. Управление автосервисом в целом позволяет настроить организацию работы для более эффективного развития предприятия. Программа для СТО имеет мощный функционал в разного рода учета автосервиса. В разрезе управления персоналом на СТО имеются отчеты по сотрудникам, которые отражают общее количество времени затраченного на конкретного клиента или на работу,

    а так же отчеты по выплатам заработной платы сотрудникам. Программа управления автосервисом имеет ряд преимуществ и качеств: быстрый доступ к базе данных, моментальный поиск данных по введенным критериям, возможность сетевого доступа, разграничение доступа к базе данным по пользователям, минимальные требования к мощности компьютера. Программа автоматизации автосервиса позволяет объективно и более рационально организовать работу на автосервисе и тем самым поднять прибыль автосервиса и его рейтинг на рынке оказания услуг по ремонту и обслуживания автомобилей! Учет клиентов в автосервисе с нашей программой легок и удобен!

    На нашем сайте Вы можете скачать Программа для автосервиса и СТО USUkz exe бесплатно, без регистрации и смс, удобно и быстро, за один клик.

    Программа для автосервиса скачать бесплатно, Программа для автосервиса

    Автопредприятие 8

    » Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «

    АвтоПредприятие – система складского учета, калькуляции работ и делопроизводства на предприятиях по техническому обслуживанию автомобилей.Работа предприятия, оказывающих услуги по ремонту автомобилей и продаже запасных частей, имеет большое количество специфических особенностей, из-за чего использование в их работе универсальных бизнеспрограмм часто бывает безуспешным, т.к. очень многие важные стороны работы автосервисов в них не учтены. Основное достоинство программы

    «АвтоПредприятие» - ее приспособленность к специфике работы предприятий, занимающихся ремонтом автомобилей и торговлей запасными частями.

    Программа полностью формирует весь перечень необходимых первичных документов для оформления услуг по ремонту и продажи запасных частей, ведет учет клиентов, их автомобилей, историй ремонтов каждого автомобиля (когда был ремонт, кто его делал), содержит в себе базы данных по нормам времени.

    Большое числа отчетов позволяет лучше использовать функциональные возможности системы, получать пользователю больше информации, хранимой и обрабатываемой системой, группировать сведения по различным видам и критериям, облегчает принятие управленческих решений по работе автосервисов. Имеется возможность корректировки пользователем видов учета и отчетности в соответствие с изменениями в законодательстве, что в конечном итоге обеспечивает минимальную зависимость от разработчиков.

    В 1997 году была создана система «АвтоСервис». Её главной задачей был расчет нормы времени на проведение каких-либо авторемонтных работ для автомобилей отечественного и иностранного производства. Эта единственная функция явилась родоначальником систем компании AutoSoft. Упростив поиск необходимой информации, избавив ее пользователей от рутинной работы, состоящей в переборе горы бумаг, система стала пользоваться популярностью. Вскоре время поиска норм времени и решение задач постановки документооборота, стоящих перед станциями технического обслуживания было сведено до минимума. С учетом просьб и пожеланий клиентов, требований региональных Транспортных Инспекций и нормативных документов, система переросла в мощную, конкурентоспособную программу под коммерческим названием «АвтоПредприятие».

    В течение 5 лет система совершенствовалась при тесном сотрудничестве разработчиков с предприятиями, оказывающими автосервисные услуги. В связи с этим она приобрела свои характерные черты, отражающие процесс организации работ на станциях технического обслуживания. Использование системы «АвтоПредприятие» позволяет значительно сократить время формирования необходимой документации, не требуя от пользователя досконального знания компьютера и наличия специального технического образования, освобождая профессиональных работников от рутинной бумажной работы.

    В 2001 году разработчиками ПО компании AutoSoft система «АвтоПредприятие» была интег-рирована с популярной к этому времени системой «АвтоКаталог» и вышла на рынок под новым ком-мерческим названием «АвтоКомплекс», которая быстро завоевала популярность у наших клиентов и новых пользователей.

    СОФТ для АВТОСЕРВИСА

    программное обеспечение для СТО

    Главная \ программное обеспечение для СТО

    Профессионалам мы представляем программный продукт "Автосервис OnLine (Базовая версия 1C:Предприятие 8)" разработки компании СофтБаланс. Это решение предназначено для автоматизации управленческого учета в автосалонах, магазинах автозапчастей и на предприятиях автосервиса.

    Стоимость - 2 000 (Две тысячи!) руб.

    Программный продукт включает в себя

    • базовую платформу "1С:Предприятие 8"
    • конфигурацию "Автосервис OnLine" с ограничениями по функционалу и с программной системой лицензирования.

    Конфигурация "Автосервис OnLine" разработана в среде "1С:Предприятие 8" и обладает следующими особенностями:

    • Структура данных оптимизирована для быстрой работы системы с большим количеством записей в каталоге товаров
    • Все интерфейсы максимально упрощены и ориентированы на использование сотрудниками без знаний бухгалтерского учета
    • Реализован необходимый набор документов для отражения управленческих операций в автосервисе
    • В карточке Заказ-наряда отражаются статусы отдельных позиций (резервирование, заказ у поставщика, наличие. )
    • Возможна передача данных в конфигурацию "Бухгалтерия предприятия"
    • В конфигурации формируются управленческие балансы, совокупность введенных сформированных документов позволяет учесть все затраты и рассчитать прибыль за период
    • Поддерживается возможность описать алгоритм расчета конечной цены через ввод арифметических формул. При этом можно использовать разные формулы для разных групп и категорий товаров

    Конфиурация предусматривает учет хозяйственных операций :

    • предварительная запись на ремонт
    • учет выполненных работ по механикам
    • учет выданных в рем.зону запасов
    • учет запасов на складах
    • взаиморасчеты с поставщиками и с покупателями
    • движение денежных средств
    • учет основных средств и НМА и их амортизации
    • учет косвенных затрат
    • учет прямых затрат на приобретение товаров
    • расчеты с подочетными лицами (авансовые отчеты)
    • начисление заработной платы, в том числе - с использованием формул расчета премиальной части

    Сервисные возможности

    • Механизм загрузки товаров и их свойств из произвольного XLS файла позволяет удобно работать с большим каталогом товаров
    • Реализована загрузка табличных частей документов (накладных счетов, заказов), каталога работ и норм времени из произвольного XLS файла
    • Импорт данных из автокаталога «АвтоДилер»
    Особенности поддержки пользователей

    Консультирование по конфигурации "Автосервис OnLine" осуществляется фирмой "СофтБаланс" по электронной почте или он-лайн консультантами в форуме на сайте .

    Получение консультаций по продукту "Автосервис OnLine (Базовая версия 1C:Предприятие 8)" возможно только после его регистрации

    Лекция №9

    Лекция №9. Компьютерное обеспечение деятельности автосервиса;

    Читайте также:

    Под методикой выполнения измерений понимают совокупность методов, средств, процедур, условий подготовки и проведения измерений, а также правил обработки экспериментальных данных при выполнении конкретных измерений.

    Методика выполнения измерений

    Основная потеря точности при измерениях происходит не за счет возможной метрологической неисправности применяемых средств измерений, а в первую очередь за счет несовершенства методов и методик выполнения измерений.

    В целом точность измерения зависит от: точности применяемого средства измерения; точности метода измерения; влияния внешних факторов. Например, при измерении массы материала, движущегося по транспортеру, точность базового устройства обычно в 10-20 раз выше общей точности взвешивания массы; при поверке ртутных термометров следует учитывать точность «считывания» показаний.

    По Закону РБ «Об обеспечении единства измерений» измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками.

    Разработка методик выполнения измерений должна включать:

    анализ технических требований к точности измерений, изложенных в стандарте, технических условий или технических заданий;

    определение конкретных условий проведения измерений;

    выбор испытательного и вспомогательного оборудования, а также средств измерений;

    разработку при необходимости нестандартных средств измерений;

    исследование влияния условий проведения измерений и подготовки испытуемых объектов к измерениям;

    определение порядка подготовки средств измерений к работе, последовательности и количества измерений;

    разработку или выбор алгоритма обработки экспериментальных данных и правил оформления результатов измерения.

    Нормативно-техническими документами (НТД), регламентирующими методику выполнения измерений являются:

    1. Государственные стандарты или методические указания Госстандарта РБ по методикам выполнения измерений. Стандарт разрабатывается в том случае, если применяемые средства измерений внесены в Государственный реестр средств измерений.

    2. Отраслевые методики выполнения измерений, используемые в одной отрасли.

    3. Стандарты предприятий на методики выполнения измерений, используемые на одном предприятии.

    В НТД на методики выполнения измерений предусматриваются: нормы точности измерений; специфика измеряемой величины (диапазон, наименование продукции и т. д.); максимальная автоматизация измерений и обработки данных.

    Методики выполнения измерений перед их вводом в действие должны быть аттестованы или стандартизованы. Аттестация включает в себя: разработку и утверждение программы аттестации; выполнение исследований в соответствии с программой; составление и оформление отчета об аттестации; оформление аттестата методики выполнения измерений.

    При аттестации должна быть проверена правильность учета всех факторов, влияющих на точность измерений, установлена достоверность их результатов. Аттестацию методик выполнения измерений проводят государственные и ведомственные метрологические службы. При этом государственные метрологические службы проводят аттестацию методик особо точных, ответственных измерений, а также измерений, проводимых в организациях Госстандарта РБ.

    Стандартизация методик применяется для измерений, широко применяемых на предприятиях.

    Методики выполнения измерений периодически пересматриваются с целью их усовершенствования.

    Профессионалам требуется специализированное программное обеспечение, способное охватить не только все направления их деятельности, но и учесть специфику, тонкости работы.

    Управленческо-учетное программное обеспечение – к этому классу относится бухгалтерское программное обеспечение (ПО), ПО автоматизации бизнес-процессов, ПО ведения складского учета, ПО учета рабочего времени, ПО подготовки и учета заказ-нарядов и др. Для решения этих задач предприятиями автосервиса на отечественном рынке представлено большое количество программных продуктов, как автономных, так и являющихся надстройками к универсальным системам, например: продукты на базе платформы «1С», продукты компании «Автодилер», внедренческого центра «1С-Рарус», компании «BVS Logic», компании «VERDI», системы «АИС@», «LogicStar-Avto», «TurboService».

    Дополнительное (вспомогательное) справочное ПО. К нему можно отнести словари, программы, программы для расшифровки VIN-кодов и проч.

    ПО специализированного оборудования – программное обеспечение сканеров, мотор-тестеров, ПО для работы с газоанализаторами и дымомерами, ПО для чип-тюнинга, ПО для измерительных систем кузовного ремонта и т.п. Как правило, такое ПО поставляется вместе с самим оборудованием. Зачастую программное обеспечение выполняет не только свои основные (диагностические), но и справочные, обучающие функции.

    Специализированный программный продукт «Soft-nrg» – программный продукт, ориентированный на широкий круг автодилеров и сервисных центров для планирования и организации работы сервиса. «Soft-nrg» создан в Германии и рекомендован к использованию всеми западными производителями автомобилей. Данный продукт уже применяют более 2700 автодилеров и сервисных центров в Европе.

    Система «Soft-nrg» в полной мере предоставляет новые знания в области управления бизнесом, новые методы организации и обработки информации.

    Отличительный признак данного программного продукта – гибкость. Система «Soft-nrg» обеспечивает бесшовную интеграцию с любыми уже функционирующими в сервисном центре системами, в том числе «Incadea», «1С» и другими. Она поддерживает стандарты и требования практически всех иностранных автопроизводителей. Программное обеспечение создано таким образом, что его можно немедленно адаптировать к изменениям базовых технических требований, например, к расширению организационной структуры.

    Структура «сервер-клиент» и серверы управления базами данных автопроизводителей удовлетворяют даже самого придирчивого заказчика – и по времени реакции системы, и по эффективности и надежности программного обеспечения. В системе уже имеются встроенные каталоги практически всех автопроизводителей (кроме российских), причем обновления данных в каталогах происходят вместе с обновлением системы.

    Система Soft-nrg очень удобна и функциональна в работе. Графический пользовательский интерфейс соответствует стандарту Microsoft Windows и распространяется на все модули программного обеспечения.

    Модули продукта Soft-nrg:

    Модуль «Планирование мощностей» – эффективная организация работы консультантов, оптимизация использования доступных мощностей предприятия и, как результат, полное удовлетворение требований заказчика.

    Модуль «Навигатор заказов» – автоматическая проверка состояния выполнения заказа клиента с визуализацией всех необходимых данных. Сопровождение заказа, последующее хранение данных.

    Модуль «Аренда автомобиля» – плановое предоставление клиентам автомобилей предприятия, пока их собственные машины находятся в ремонте или на техническом обслуживании.

    Модуль «Хранение шин» – организация быстрой замены резины по предварительным заказам, хранение сезонных шин, удобный просмотр склада и быстрый доступ к товарам (шинам, колесным дискам и т.д.).

    Модуль «Статистика» – систематизация и учет статистических данных без дополнительной рутинной работы администратора.

    Модуль «Welcome Terminal» – организация привлекательного «ресепшн» с целью вызвать интерес и привлечь внимание клиентов.

    Модуль «Конвертер данных» – обмен данными между системой Soft-nrg и другими системами электронной обработки информации.

    Система «Дело2000: СТО» разработана на базе станции технического обслуживания «Юнайтед Моторс» (Днепропетровск) специально для информационного обслуживания деятельности предприятий автосервиса.

    Типовой вариант данной системы предназначен для локальной сети на 5-6 функционально различающихся рабочих мест, включая приемщика (первичное оформление документов), менеджера или мастера ремонтной зоны (подбор работ, запчастей, материалов в заказе-наряде), кладовщика (складской учет, выписка накладных), продавца (прием заказов от клиентов, продажа запчастей, взаимодействие с поставщиками), бухгалтера (выписка платежных документов, расчет зарплаты), руководителя (учет персонала, анализ).

    Рабочих мест одной функциональности может быть несколько, причем функции рабочих мест могут динамично изменяться.

    Реализация блока «Услуги». Основные проектные решения:

    - формирование первичной информации заказа-наряда осуществляется заполнением следующих полей документа: номер и дата открытия, автомобиль (информация об обслуживаемом автомобиле), клиент (информация о клиенте);

    - информация о работах, их исполнителях и расходных материалах, в том числе предоставленных клиентом, заносится и корректируется с использованием справочников предварительно либо по мере выполнения работ с одновременной калькуляцией стоимости заказа;

    - выбор работ производится из списка работ с использованием дерева «Блоки и узлы автомобиля», либо из работ всего списка работ по справочнику с возможностью поиска работ по коду и наименованию;

    - каждая работа имеет код, краткое описание и относится к определенному типу работ;

    - в системе выделяются общие для всех автомобилей работы и формируются комплексные работы;

    - возможно включение в заказ сопутствующих работ, формирование списка запчастей клиента;

    - оценка стоимости работ может производиться с учетом норм времени на каждую операцию;

    - скидки устанавливаются для каждой работы, товара в отдельности либо на заказ-наряд в целом;

    - система фиксирует любой вид оплаты: наличный и безналичный расчет;

    - система позволяет создавать и использовать общепринятые нормы по конкретной марке автомобиля, а также собственные нормы трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля;

    - предоставляется возможность установки кратности, стоимости нормо-часа, исполнителя для каждой работы в заказе-наряде;

    - список исполнителей формируется с указанием участия каждого их них в данной работе в процентах;

    - осуществляется сбор информации по фактической трудоемкости услуг, фиксируются даты (время) фактического начала и окончания работ;

    - при вводе необходимых для выполнения заказа расходных материалов осуществляется интерактивная проверка доступных к распределению количеств, автоматическое формирование заявки на склад и резервирование необходимых запасов;

    - при отсутствии товара на складе формируется соответствующая заявка на закупку;

    - предусмотрена возможность фиксации отказа клиентов от обслуживания и их причин;

    - одновременно с формированием заказа-наряда осуществляется накопление информации о клиентах, их автотранспорте.

    В системе предусмотрены формирование и печать следующих документов: заказа-наряда, счета на оплату, акта выполненных работ, отчетов по выполненным работам и исполнителям.

    Другие блоки кроме «Услуги»: «Продажи», «Закупки», «Кадры и зарплата», «Склад», «Бухгалтерия», «Отчеты».

    Система Microsoft Dynamics AX обеспечивает оперативный учет деятельности автосервиса с поддержкой его территориально-распределенных объектов и состоит из трех зависимых подсистем: «Автомобили», «Запчасти» и «Обслуживание автомашин».

    Подсистема «Обслуживание автомашин» обеспечивает:

    поддержку процессов, связанных с обслуживанием автомашин различных производителей;

    накопление истории обслуживания, специфичных сведений об обслуживании (ремонте) каждого автомобиля;

    планирование загрузки технологических ресурсов и персонала СТО;

    учет дисконтных программ;

    поддержку всего технологического цикла, выполняемого сотрудниками предприятия в процессе предварительной работы с клиентами, оформления клиентом заявки на обслуживание автомобиля, закупки запасных частей у производителя под заказ-наряд на обслуживание автомобиля клиента, закрытия заказа-наряда с формированием необходимых документов.

    Подсистема «Обслуживание автомашин» использует данные из подсистемы «Автомобили» и «Запчасти».

    Система Autosoft – специализированный программный продукт, обеспечивающий автоматизацию бизнес-процессов на предприятиях автомобильной и смежных отраслей.

    Программа «АвтоПредприятие» предназначена для автоматизации документооборота автосервиса (складской учет материалов и калькуляция работ, выписка счетов, нарядов-заказов, актов, накладных, ордеров и прочих документов, ведение справочников, расчеты, аналитика, отчетность) – от прихода автомобиля на ремонт до передачи его владельцу. Программа содержит в себе базы данных по нормам времени (в поставку входит более 750000 норм более, чем по 40 маркам автомобилей). Программа «АвтоПредприятие» постоянно обновляется.

    Программа позволяет среди прочего:

    - осуществлять учет проведения всех операций по ремонту транспортных средств;

    - вести учет оказанных услуг (прибыль, трудовложения, зарплата);

    - формировать список работ;

    - осуществлять организацию и планирование рабочего времени на предприятии.

    Подсистема «Документы» программы «АвтоПредприятие» включает формирование: заказа-наряда, приходной накладной, расходной накладной, заказа клиента и склада предприятия.

    Формирование заказа-наряда включает:

    - заполнение заказа-наряда с использованием европейских норм по конкретному автомобилю, а также собственных нормативных баз;

    - включение в заказ-наряд сопутствующих работ;

    - создание и ведение собственных нормативных баз автосервиса;

    - счет на заказ-наряд;

    - счет-фактура;

    - акт выполненных работ;

    - приходный кассовый ордер;

    - гарантийный талон;

    - акт приема-передачи автомобиля (с возможностью в графическом виде указать повреждения автомобиля);

    - диагностическая карта транспортного средства;

    - служебная заявка на работы;

    - формирование накладной на товар;

    - формирование списка запчастей клиента;

    - пропуск с территории предприятия;

    - установка кратности, коэффициента сложности, стоимости нормо-часа, исполнителя, налогообложения, скидки для каждой работы в отдельности и для всех работ.

    Формирование Приходной накладной включает формирование таких документов, как:

    - расходный кассовый ордер;

    Формирование Заказа клиента включает формирование следующих документов:

    - приходный кассовый ордер;

    - счет на заказ.

    Формирование Расходной накладной включает формирование ряда документов:

    - счет-фактура;

    - приходный кассовый ордер;

    - служебная заявка на выемку товара;

    - пропуск с территории.

    Подсистема «Документооборот» – это формирование документов с возможностью последующей правки на любую дату (как выпущенных, так и черновиков); печать чеков на фискальном регистраторе; предварительный просмотр состава и суммы документа и т.д.

    «ТурбоСервис 4.0 » – это программа автоматизации учета и контроля деятельности предприятия, работающего в сфере автобизнеса. То есть пользователь в зависимости от права доступа имеет возможность отслеживать любой этап технологического цикла, будь то ремонт автомобиля в сервисной зоне, продажа запчастей, проведение гарантийного обслуживания или установка дополнительного оборудования и т.д. [59].

    В программе автоцентр структурирован по отделам, подлежащим автоматизации [59]:

    - Малярно-кузовной участок

    - Отдел сервиса

    - Отдел запчастей

    - Отдел аксессуаров

    - Отдел учета и контроля

    - Бухгалтерия, касса

    - Гарантийное обслуживание

    - Отдел продаж автомобилей

    Пользователи разбиты на группы согласно правам доступа к просмотру и редактированию информации. Например: «Администратор», «Мастер-приемщик технического обслуживания» и т. д. Для каждой группы строится свой индивидуальный пользовательский интерфейс – «Автоматизированное рабочее место» (АРМ). Все «кнопки» в АРМ для каждой пользовательской группы настраиваются администратором, поэтому пользователь имеет в своем распоряжении только те, которые необходимы ему для выполнения своих функциональных обязанностей. Другие же он просто не видит. Например, на АРМ кассира всего четыре «кнопки»: новая оплата; журнал оплат; журнал заказов-нарядов; отчет о поступлении денег за день. На всех «кнопках» четкие словесные формулировки [59].

    «ТурбоСервис 4.0» очень подробно детализирует жизнедеятельность техцентра. Директор просто настраивает правила игры, которые заложены в программу, и начальники отделов уже контролируют итоговые показатели. Директор может посмотреть, «все ли хорошо в фирме», с помощью одной цифры (или минимального набора показателей). Если показатель, по его мнению, не является удовлетворительным, он может выяснить, в каком отделе произошло отклонение от требуемой нормы. Построив четкие правила, директор получает возможность уйти от контроля за каждым документом, т. е. используя программу, можно рассчитывать, что обслуживание потока клиентов, идущих через сервис, будет укладываться в рамки заложенных настроек. То же касается запчастей или допоборудования – все отслеживает программа. Бухгалтерские документы могут быть импортированы в бухгалтерские программы [59].

    Программа способна помочь в реорганизации автосервисного предприятия. [59].

    Директор по сервису дилера ОАО «ГАЗ»: Весь учет по сдельщикам налажен в программе очень хорошо [59].

    В программе нет каталогов и справочников. Это программа оперативного учета, основная задача которой – оптимизация и автоматизация деятельности автосервиса. Разработчиками предусмотрена возможность подключения каталогов и справочников или их импорта в автоматическом режиме [59].

    Технический директор «Тойота Центр Приморский»: Всю нормативную дилерскую документацию нам пришлось набивать вручную. Также и все обновления, поскольку они приходят к нам не в электронном виде, мы вносим вручную. Самое главный плюс программы для меня – это то, что она позволяет пользователю в зависимости от его полномочий проследить все этапы прохождения ремонтируемого автомобиля по технологическому циклу. К тому же дополнительные модули, такие как «Монополия», показывают мне структуру расходов и доходов компании в конкретный промежуток времени. В принципе, у меня есть возможность, основываясь на полученных с помощью этих модулей данных, составлять бизнес-планы развития как техцентра в целом, так и отдельных его подразделений [59].

    Модуль персонала ведет учет работников, контролирует выработку, выдачу заработных плат и авансов сотрудникам и т. д. Любой сотрудник в любой момент может посмотреть, сколько он заработал [59].

    Технический директор «АдамсМоторс»: При попытке назначить, например, механика на выполнение определенной работы «ТурбоСервис 3.0» выдает сразу всех механиков, которые когда-либо работали на СТО. Или мойка машины – вы представляете, насколько динамичен их штат! Выбрать из них того, кто работает в данный момент, весьма трудно. Получается, что у меня нет возможности удалять человека из списка, даже когда он уволился [59].

    Кроме традиционных функций, обеспечивающих оперативный учет и присутствующих практически в каждой подобной программе, в «ТурбоСервисе» реализовано решение – обмен данными с технологическим оборудованием. Программа поддерживает стандарт AWN и состыкуется с сетевым менеджером NetMan, который взаимодействует с диагностическим оборудованием. Это дает возможность отправлять заказ-наряд через компьютер приемки на имеющиеся на станции диагностические стенды. Результаты измерений просматриваются на компьютере мастера-приемщика и анализируются вместе с владельцем автомобиля. Если последний, видя, что по каким-либо параметрам состояние его автомобиля далеко от нормы (например, превышение норм токсичности или неправильные углы установки колес), принимает решение провести ремонт, то данный заказ автоматически включается в заказ-наряд. Если во время диагностики выявится повреждение, приемщик сразу увидит его на компьютере и предложит клиенту провести ремонт неисправности [59].

    Программный комплекс «Автосервис для платформы 7.7» представляет собой конфигурацию для компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С: Предприятие 7.7».

    Конфигурация данного программного продукта предназначена специально для предприятий, занимающихся продажей запчастей и оказанием услуг по ремонту автомобилей различных марок (в том числе и грузовых). Она может использоваться как в небольшой организации, так и в крупном техцентре, состоящем из нескольких подразделений, каждое из которых ведет учет в своей информационной базе.

    В системе реализован учет ремонтных работ и выработки по мастерам и исполнителям, причем можно фиксировать процент участия каждого конкретного исполнителя во всем комплексе работ, учет выполнения ремонтных работ и учет взаиморасчетов с партнерами и клиентами. Данная конфигурация не является самостоятельным программным продуктом, и с ней можно работать только при наличии компоненты «1С: Оперативный учет». Режим функционирования системы «Автосервис 7.7» (локальный, сетевой или клиент-серверный) определяется версией компоненты «1С: Оперативный учет», которая используется в качестве системной платформы конфигурации. Программа осуществляет работу посредством имеющихся в ее распоряжении справочников: каталога работ, неисправностей и каталога номенклатуры запчастей. Существует возможность указывать для каждой работы запчасти, требующиеся при выполнении этой работы. [60].

    В справочнике «Автомобили» кроме набора необходимых стандартных реквизитов он содержит отдельный блок – «История обслуживания автомашины» – с указанием всех связанных с ней заказов-нарядов, накладных, счетов-фактур и пр. [60].

    Пакет «Автокомплекс» создан в Екатеринбурге. Состоит из нескольких основных частей – «Автопредприятие», «Автосалон», «Автокаталог» и «Взаимозаменяемость». В принципе потребитель может сам выбрать, какая именно программа из этого пакета ему нужна, и приобрести ее отдельно [61].

    Системные требования: процессор не ниже Intel Pentium 233, оперативная память от 32 мб, операционная система – Microsoft Windows 95, 98, NT, 2000, XP, от 100 мегабайт свободного пространства на жестком диске [61].

    Работу системы обеспечивает программа InterBase SQL Server. которая содержится на диске «Автопредприятие». Система может также работать в сетевом варианте [61].

    В окне программы несколько основных кнопок:

    «Документы». Здесь создают документы: заказы-наряды, акты приема-передачи и т.п. По ходу дела можно редактировать все что угодно – от логотипа до содержания. Короче, создаем или находим, открываем, заполняем, проводим, удаляем, перемещаем, просматриваем, наконец, распечатываем [61].

    «Работы». Эта кнопка открывает окно «Анализ стоимости работ», где можно рассчитать стоимость работ с учетом всех коэффициентов, скидок и тому подобного, или создать комплексную работу – объединить несколько работ в одну. Можно без оформления документов определить для заказчика предварительную стоимость работ. Программа позволяет, при необходимости и в особых случаях, по ходу дела вносить коррективы в тарифы или нормы времени [61].

    «Отчеты». Здесь возможны просмотр и распечатка всех отчетов за любой период времени. Отчеты – вечная головная боль, особенно для бухгалтера. В данном случае можно обеспечить в этом деле практически образцовый порядок [61].

    «Справочники». Раздел предназначен для создания всевозможных собственных справочников и ведения статистики. Благодаря шаблонам, которые есть в данном программном обеспечении, можно реализовать дополнительные «проекты». Такой, например, как ведение клиентской базы с «историями болезней» их автомобилей. Программа также позволяет просмотреть, отредактировать, добавить информацию в справочники. Часть справочников заполнена изначально, остальные требуют заполнения в зависимости от потребностей предприятия [61].

    Кроме основных кнопок есть кнопка «Настройки». С ее помощью можно настроить систему по своему усмотрению. Например, в опциях раздела «Склад» можно установить свой метод списания товаров, выбрав из нескольких предложенных [61].

    Программа «Автопредприятие» работает вместе с «Автокаталогом». Это электронная база технических данных по автомобилям – аналог обычных печатных каталогов. При разработке программы за основу был взят известный практически всем пользователям компьютеров Internet Explorer [61].

    По теме 1 «Понятие об автомобильном сервисе»

    Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник / Грибут И.Э. Артюшенко В.М. Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. – М. Альфа-М, Инфра-М, 2008. – 477 с. (Сервис и туризм).

    Александров Н. Послевоенный автобум // Новости авторемонта Сентябрь 2005 (40).

    Волгин В.В. Автосервис. Производство и менеджмент: Практическое пособие. – 2-е изд. изм. и доп. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 520 с.

    Волгин В.В. Автосервис. Организация, управление, анализ. – М. ИТК «Дашков и Ко», 2005.

    Гладкий А.А. Как обманывают в автосервисе. – СПб. Питер, 2008 (Серия «Автодело»).

    Ежов А. Очаг возгорания // За рулем – Регион.– август 2008. – №15. – с.60-61.

    Журнал «Ремонтная зона».

    Залуговский С. Бизнес вдоль большой дороги // Деловая неделя. – 2007. – №24. – с.36-38.

    Исхаков Н. Управление кузовным цехом. Постановка задачи // Автомобиль и сервис. – февраль 2007. – с.40-41.

    Исхаков Н. Шубин А. Управление кузовным цехом. Организационная структура: расстановка сил и распределение средств // Автомобиль и сервис. – март 2007. – с.14-16.

    Исхаков Н. Управление кузовным цехом. Новый кузовной цех // Автомобиль и сервис. – май 2007. – с.36-38.

    Казаков С.В. Автосервис. Защита прав потребителей – М. «ГроссМедиа», 2006.

    Кашникова К.В. Сервис в России: десятка самых популярных и востребованных услуг / К.В. Кашникова, А.В. Палагина. – М. ГроссМедиа, РосБух, 2008. – 176 с. (Отраслевой учет).

    Карташов В.П. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / В.П. Карташов, В.М. Мальцев. – М. Транспорт, 1979. – 215 с.

    Колисниченко Д. Что делать, чтобы не надули в автосервисе. Советует и рекомендует президент клуба «BMW» / Денис Колисниченко. – М. АСТ; СПб. ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

    Корин А. Родом из затонувшей Атлантиды // Аналитический журнал «Русский предприниматель» – февраль 2003. – №2 (11).

    Крамаренко Г.В. Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М. Транспорт, 1982. – 368с. ил.

    Круглов Л. Автосервис во времена золотого века // Новости авторемонта (53) Октябрь 2006.

    Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. – М. Транспорт, 1999. – 270 с.

    Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Масуев. – М. Издательский центр «Академия», 2007. – с.5-8, 19-20, 90-95, 136-139.

    Павлов О.В. Мои права в автосалоне и автосервисе / О.В. Павлов. — М. Эксмо, 2008. – 32 с. – (Правила Дорожного Движения).

    Причины неисправностей легковых автомобилей/В.В. Волгин. – М. ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 111с.

    Румянцев С.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для ПТУ. – М. Машиностроение, 1989.

    Семенов Н.В. Техническое обслуживание и ремонт автобусов. – М. Транспорт, 1987.

    Сервис по полной // За рулем – Регион. – №20. – октябрь-ноябрь 2008. – с.83.

    Сербиновский Б.Ю. Напхоненко Н.В. Колоскова Л.И. Напхоненко А.А. Экономика автосервиса. Создание автосервисного участка на базе действующего предприятия. Учебное пособие. – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: изд-во «МарТ», 2006.

    Смирнов М. «Арманд Пежо» – качество вежливости // Автомобиль и сервис. – май 2008. – с.8-10.

    РД 26000.37.101.0057-2004 «Положение о фирменном техническом обслуживании и ремонте автомобилей на предприятиях сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» – Дирекция по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию ОАО «АВТОВАЗ», Введен 01.09.2004 г.

    РД 37.101.0232-2003 «Положение о гарантийном обслуживании автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Введен 25.09.2003 г.

    Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей / А.А. Газарян. – М. Транспорт, 1989. – 255с.

    Управление автосервисом. Учебное пособие / под общей ред. д.т.н. профессора Л.Б. Миротина. – М. Изд-во «Экзамен», 2004.

    http://aforizm.name/post_1196102772.html.

    http://www.lkforum.ru/

    http://service.autovek.ru/

    http://service.autovek.ru/remont/index.khtml.

    По теме 2 «Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту на предприятиях автосервиса»

    Правила сертификация услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (приняты Постановлением Госстандарт РФ от 6 апреля 2001 г. №33).

    Волгин В.В. Автосервис. Создание и сертификация: Практическое пособие. – 2-е изд. изм. и доп. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 620 с.

    Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11 ноября 1994 г. №21).

    По теме 3 «Понятие о формировании услуг в автосервисе»

    Минавтотранс РСФСР. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – М. Транспорт, 1986. – 114 с.

    Общероссийский классификатор услуг населению. ОК002-03. Госстандарт России. – М. Изд-во Стандарты, 1994. – 96 с.

    Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – М. Транспорт, 1986.

    Постановление Правительства Москвы от 17.09.2004 №572-ПП «О дальнейшем развитии и повышении качества технического сервиса автомототраспортных средств и самоходной техники в городе Москве» (вместе с Приложением 1 и 2).

    Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД. 37.009.026-92 (утв. Приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома РФ от 1 ноября 1992 г. №43).

    По теме 4 «Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий автосервиса»

    Федеральный закон от 9.01.96 №2-ФЗ «О защите прав потребителей».

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

    ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» ОКС 03.220.20. ОКП 45 0000. Дата введения 01.01.2002.

    Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). – М. 1995. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. №801.

    Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств от 24.06.98 № 639.

    Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств от 11 апреля 2001 г. №290.

    По теме 5 «Классификация предприятий автосервиса»

    Тимофеев C.А. «Сервисное обслуживание в РФ: авторизованные и неавторизованные сервисы». Секция: «Послепродажное обслуживание автомобилей». Международная конференция «Автомеханика Москва». 15 мая 2007 года, слайд 3.

    Яговкин А.И. Организация технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств: учеб. пособие / А.И. Яговкин, Б.С. Клейнер, В.А. Новоселов. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. – 288 с.

    Яговкин А.И. Организация технического обслуживания и ремонта машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Яговкин. – М. Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

    По теме 8 «Средства труда в автосервисе»

    Грибков В.М. Карискин Л.А. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта автомобилей. – М. Россельхозиздат. 1984. – 223с.

    Григоренко П.С. Гуревич Ю.Д. Кац А.М. Оборудование для

    ремонта автомобилей. Справочник. – М. Транспорт. 1978. – 382с.

    Кузнецов А.С. Белов Н.В. Малое предприятие автосервиса: Организация, оснащение, эксплуатация. – М. Машиностроение, 1995. – 303с.

    Оборудование для ремонта автомобилей: Справочник / Под ред. М.М. Шахнес. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. Транспорт, 1978. – 384с.

    Специализированное технологическое оборудование. – М. ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1986. – 165с.

    Технологическое оборудование для технологического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Справочник /Р.А. Подржедзинский, А.М. Харазов, В.Г. Карщев, З.Г.Евсеева. – М. Транспорт, 1988. – 176с.

    По теме 9 «Компьютерное обеспечение деятельности автосервиса»

    Программное заявление // Новости авторемонта (15) Июнь 2003.

    Калинин М. Модульный принцип // Новости авторемонта (22) Февраль 2004.

    Практические советы руководителю автосервиса: Справочник. Сборник 1. / Под ред. Волкова А.В. – М. МЦБ бизнеса, торговли, ВЭД, 2000. – 327с.