Софт-Архив

таблица менделеева крупным планом

Рейтинг: 4.2/5.0 (1054 проголосовавших)

Категория: Windows: Химия

Описание

Таблица менделеева фото крупным планом, таблица менделеева 32 элемент, таблица менделеева для печати формат а4

Содержание История открытия

К середине XIX века были открыты 63 химических элемента, и попытки найти закономерности в этом наборе предпринимались неоднократно. В 1829 году Дёберейнер опубликовал найденный им «закон триад»: атомный вес многих элементов близок к среднему арифметическому двух других элементов, близких к исходному по химическим свойствам (стронций. кальций и барий ; хлор. бром и иод и др.). Первую попытку расположить элементы в порядке возрастания атомных весов предпринял Александр Эмиль Шанкуртуа (1862 ), который разместил элементы вдоль винтовой линии и отметил частое циклическое повторение химических свойств по вертикали. Обе указанные модели не привлекли внимания научной общественности.

По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако известно, что однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, учёный ответил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово» .

Написав на карточках основные свойства каждого элемента (их в то время было известно 63, из которых один — дидим Di — оказался в дальнейшем смесью двух вновь открытых элементов празеодима и неодима ), Менделеев начинает многократно переставлять эти карточки, составлять из них ряды сходных по свойствам элементов, сопоставлять ряды один с другим [2]. Итогом работы стал отправленный в 1869 году в научные учреждения России и других стран первый вариант системы («Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» ), в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам (рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы) и по шести вертикальным столбцам (прообразам будущих периодов ). В 1870 году Менделеев в «Основах химии» публикует второй вариант системы («Естественную систему элементов» ), имеющий более привычный нам вид: горизонтальные столбцы элементов-аналогов превратились в восемь вертикально расположенных групп; шесть вертикальных столбцов первого варианта превратились в периоды, начинавшиеся щелочным металлом и заканчивающиеся галогеном. Каждый период был разбит на два ряда; элементы разных вошедших в группу рядов образовали подгруппы.

Сущность открытия Менделеева заключалась в том, что с ростом атомной массы химических элементов их свойства меняются не монотонно, а периодически. После определённого количества разных по свойствам элементов, расположенных по возрастанию атомного веса, свойства начинают повторяться. Например, натрий похож на калий. фтор похож на хлор. а золото похоже на серебро и медь. Разумеется, свойства не повторяются в точности, к ним добавляются и изменения. Отличием работы Менделеева от работ его предшественников было то, что основ для классификации элементов у Менделеева была не одна, а две — атомная масса и химическое сходство. Для того, чтобы периодичность полностью соблюдалась, Менделеевым были предприняты очень смелые шаги: он исправил атомные массы некоторых элементов (например, бериллия. индия. урана. тория. церия. титана. иттрия ), несколько элементов разместил в своей системе вопреки принятым в то время представлениям об их сходстве с другими (например, таллий. считавшийся щелочным металлом, он поместил в третью группу согласно его фактической максимальной валентности ), оставил в таблице пустые клетки, где должны были разместиться пока не открытые элементы. В 1871 году на основе этих работ Менделеев сформулировал Периодический закон. форма которого со временем была несколько усовершенствована.

Научная достоверность Периодического закона получила подтверждение очень скоро: в 1875 —1886 годах были открыты галлий (экаалюминий), скандий (экабор) и германий (экасилиций), для которых Менделеев, пользуясь периодической системой, предсказал не только возможность их существования, но и, с поразительной точностью, описал целый ряд физических и химических свойств.

В начале XX века с открытием строения атома было установлено, что периодичность изменения свойств элементов определяется не атомным весом, а зарядом ядра. равным атомному номеру и числу электронов, распределение которых по электронным оболочкам атома элемента определяет его химические свойства.

Дальнейшее развитие периодической системы связано с заполнением пустых клеток таблицы, в которые помещались всё новые и новые элементы: благородные газы. природные и искусственно полученные радиоактивные элементы. В 2010 году. с синтезом 117 элемента. седьмой период периодической системы был завершён, проблема нижней границы таблицы Менделеева остаётся одной из важнейших в современной теоретической химии [источник не указан 297 дней ] .

Структура периодической системы

Наиболее распространёнными являются 3 формы таблицы Менделеева: «короткая » (короткопериодная), «длинная» (длиннопериодная) и «сверхдлинная». В «сверхдлинном» варианте каждый период занимает ровно одну строчку. В «длинном» варианте лантаноиды и актиноиды вынесены из общей таблицы, делая её более компактной. В «короткой» форме записи, в дополнение к этому, четвёртый и последующие периоды занимают по 2 строчки; символы элементов главных и побочных подгрупп выравниваются относительно разных краёв клеток.

Ниже приведён длинный вариант (длиннопериодная форма), утверждённый Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC) в качестве основного.

Периодическая система элементов [3]

таблица менделеева крупным планом:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Таблица Менделеева

    Таблица Менделеева

    Дмитрий Иванович Менделеев В истории развития человеческих знаний немало великих подвигов. Но только немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым – одним из величайших гениев мира. Научный подвиг Менделеева не имеет равных, величие его не только не стирается неуловимым временем, но и продолжает расти. И никто не может сказать, будут ли когда-нибудь исчерпано до конца все

    содержание одного из величайших в науке обобщений – периодического закона Менделеева. История науки не знает другого подобного триумфа. Открыт новый закон природы. Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ перед наукой встала стройная единая система, объединившая в одно целое все элементы Вселенной. После открытия периодического закона стало ясно, что атомы всех элементов построены по единому плану. Открытие

    периодического закона было очень незаметным и скромным. 17 февраля 1869г. собираясь в дорогу, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев на обороте письма, в котором его просили приехать и помочь производству, сделал первый набросок первой таблицы химических элементов. В этой таблице он расположил все элементы в порядке возрастания их атомных весов и проследил периодическую повторяемость их веществ. В

    этот день Менделеев отложил свою поездку. Он написал на отдельных карточках все известные тогда элементы с их важнейшими химическими и физическими свойствами. Располагая эти карточки в различном порядке, сообразуясь с атомными весами и со свойствами их соединений, Менделеев составил свой первый вариант естественной системы химических элементов. Вот как, по его собственным словам, была им открыта периодическая система: “…

    Невольно зародилась мысль о том, что между массой и химическими свойствами необходимо должна быть связь. А так как масса вещества, хотя и не абсолютная, а лишь относительная, выражается окончательно в виде весов атомов, то надо искать функциональное соответствие между индивидуальными свойствами элементов с их атомными весами. Я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами коренными

    Таблица менделеева фото крупным планом для печати

    Таблица менделеева фото крупным планом для печати

    insovet.ru » Таблица менделеева » Таблица менделеева фото крупным планом для печати

    Вместо предисловия. Открыв на мгновенье глаза, когда поезд резко тронулся с места, я. Павел Пепперштейн. Диета старика----- © Copyright Павел. Аннотация: Книга 2. 22.06. Глава 23. Поездка Петра Капицы на Родину и его впечатления. Добро пожаловать на электронную торговую площадку ОАО Россети. Управляющая компания ОАО. Usage Statistics for imperium.lenin.ru Summary Period: April 2007 - Search String Generated 02-Jun-2007 20:48 MSD Библиотека Ихтика [ihtik.lib.ru] _infanata (natahaus). Файлов: 7656, Размер: 81,5 GB; Имя Размер; c:\ihtik.lib.ru\2011.07_ihtik. Middle best Tea Leoni & David Duchovny call their kids by their middle names: daughter Madeleine goes by West, while their son Kyd is called Miller. К читателям ; Введение ; Пролог. Смерть среди айсбергов ; Глава 2. Следы «призраков» со.

    Фотоответ: Таблица менделеева фото крупным планом для печати

    План-конспект урока - Таблица химических элементов Д И Менделеева

    План-конспект урока "Таблица химических элементов Д И Менделеева"

    Создано 29 Июнь 2014

    Просмотров: 758

    Качественное создание сайтов в Санкт-Петербурге.

    Рейтинг:   / 3

    Плохо Отлично 

    РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

    ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

    ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КУЗЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    План-конспект урока-лекции для 8ого класса:

    «Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.»

    Составила: Карпова Васима Вагизовна – учитель биологии и химии МБОУ «Кузкеевская СОШ» Тукаевского района РТ

    План-конспект урока-лекции: «Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.»

    Тип урока: урок-лекция

    Структура урока:

    1. Образовательные цели:

    А) Познакомить строением периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева.

    Б) Строение периодов, и расположение в них химических элементов.

    В) Строение групп, и расположение в них химических элементов.

    2. Развивающие цели:

    А) Развивать знания о строение атома.

    Б) Более четко развивать знания о веществах и их атомно строении.

    3. Воспитательные цели:

    А) Развивать любовь к науке химии.

    Б) Воспитать любовь к труду.

    В) Воспитать гордость к нашим ученым соотечественникам.

    Оборудование: макет строения атома углерода, кислорода и водорода, кристаллическая решетка поваренной соли и воды, разновидности периодических таблиц, энциклопедия по химии.

    Ход урока:

    1) Изучение нового материала.

    Ребята, сегодня мы познакомимся со строением периодической таблицы химических элементов. Уже давно были открыты множество химических элементов. И стояла цель перед учеными систематизировать и упорядочить эти элементы. Множество ученых трудились над этой проблемой, и они предложили свои периодические таблицы химических элементов. Я хочу вас познакомить с некоторыми из них.

    1) Французский геолог и химик Александр Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа родился в Париже. После окончания в 1838 г. парижской Высшей Политехнической школы продолжил образование в Горной школе (Ecole des Mines). Закончив её, Шанкуртуа в 1840 г. начал путешествие с целью геологического описания Венгрии, Армении и Турции. С 1848 г. Шанкуртуа преподавал в высшей Горной школе, с 1852 г. – профессор геологии. В 1875 г. он стал Генеральным смотрителем горного дела Франции.

    В качестве Генерального смотрителя горного дела Шанкуртуа предпринял ряд мер для обеспечения взрывобезопасности в шахтах. По его инициативе во Франции началось устройство сейсмических станций.

    Винтовой график Шанкуртуа, 1862 г.

    Как химик Шанкуртуа известен тем, что в 1862 г. предложил систематизацию химических элементов, основанную на закономерном изменении атомных масс – т. н. "земную спираль" (vis tellurique) или "цилиндр Бегуйе".

    (Слайд №6)

    2) Дж.Ньюлендс в 1864, анализируя все известные триады и расширяя по возможности их в семейства по 4–5 элементов, получил общую таблицу, что позволило ему предположить существование одного или двух неоткрытых элементов. Затем он перестроил классификацию элементов в порядке увеличения атомного веса и обнаружил периодическую повторяемость свойств у каждого восьмого элемента. К сожалению, Ньюлендс не оставил свободные места в таблице для неоткрытых элементов, а его предложение назвать новую таблицу законом октав встретило холодный прием.

    (Слайд №7)

    3) Лотар-Юлиус Мейер - немецкий химик, член-корреспондент Берлинской Академии наук (с 1888 г.). Родился в Фареле (Ольденбург). Учился в Вюрцбургском (до 1854 г.), Гейдельбергском и Кёнигсбергском университетах и в университете Бреслау (доктор философии, 1858 г.). С 1859 г. работал в университете Бреслау, с 1866 г. профессор университета в Эберсвальде, с 1868 г. Политехникума в Карлсруэ, с 1876 г. Тюбингенского университета.

    Работы относятся к неорганической, органической и физической химии.

    Исследовал газы крови (1854 г.), физические свойства углеводородов. Автор книги "Современные теории химии и их значение для химической статики" (1864 г.), в которой предпринял попытку дать систематику химических элементов.

    После открытия Д. И. Менделеевым Периодического закона опубликовал (март 1870 г.) статью "Природа химических элементов как функция их атомных весов", в которой привел графическую кривую зависимости атомных объемов от атомной массы (кривая Мейера).

    Иностранный чл.-кор. Петербургской АН (с 1890 г.).

    (Слайд № 8)

    4) Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – великий русский ученый-энциклопедист: химик, физик, технолог, педагог, геолог, метеоролог, метролог – обладал уникальным научным мышлением, совершенно невероятным образом предвидя результаты своей научной творческой деятельности. Член европейских академий наук и один из основателей Русского физико-химического общества, он писал: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения».

    По определению ЮНЕСКО в 1984-м юбилейном году Д.И. Менделеев был назван самым великим ученым всех времен и народов.

    (Слайды № 9-12)

    Более приемлемым получилась таблица Менделеева. Я хочу вас познакомить со строением этой таблицы. Она состоит из горизонтальных и вертикальных рядов. Горизонтальные ряды называются периодами. Периоды с восьмью или меньше элементами называются малыми периодами, а с восемнадцатью элементами называются большими периодами. Каждый период пронумерован с первой по седьмую. Номер периода показывает число энергетических уровней атома и место расположения в таблице.

    Вертикальные ряды называются группами. Они разделены на два. На А и Б подгруппы. Их всего восемь. Номер группы показывает число электронов на последнем энергетическом уровне, место элемента в таблице и по номеру группы можно определить валентность химического элемента.

    Изучая строение периодической таблицы, вытекают следующие закономерности.

    1) Валентность высших оксидов элемента равно номеру группы.

    2) С увеличением атомной массы в группе металлические свойства увеличиваются, а неметаллические свойства уменьшаются.

    После открытия таблицы Менделеева прошло много лет, но ученые все еще предлагают варианты своих таблиц. Их более 1000. Если вы хотите подробнее узнать об остальных вариантах таблиц, можете перейти по этой ссылке:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

    Я хочу закончить свою лекцию словами Д. И. Менделеева – великого русского ученого химика: «Когда я стал окончательно оформлять мою классификацию элементов, я написал на отдельных карточках каждый элемент и его соединения и за тем, расположив их в порядке групп и рядов, получил первую наглядную таблицу периодического закона. Но это был лишь заключительный аккорд, итог всего предыдущего труда…»

    I I)Домашнее задание: прочитать параграф 36 и постарайтесь по ссылкам предложенным мной найти дополнительные материалы, можете так же подготовить выступление по материалам которые вы нашли из разных источников.

    Используемая литература:

    1. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. – 3-е изд. перераб. – М. Просвещение, 1993. – 192 с.

    2. П.Р. Таубе. От водорода до нобелия. – М. «Высшая школа», 1961. – 330 с.

    3. Химия: неорганич. химия: учебник для 8 кл. общеобразоват. уч./ Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. – 12 – е изд. перер. – М. Просвещение, 2011, - 176 с.

    4. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития. 2008

    Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2

    Таблица Менделеева в картинках большая Античный-мир

    Таблица Менделеева в картинках большая

    Господи, дай мне терпения принять то, что я не могу изменить, храбрости изменить то, что я могу, и мудрости понять разницу между тем и другим…

    Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске в семье директора гимназии. Во время обучения в гимназии Менделеев имел весьма посредственные оценки, особенно по латинскому языку. В 1850 г. он поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге. Среди профессоров института были тогда такие выдающиеся учёные, как физик Э. Х. Ленц, химик А. А. Воскресенский, математик Н. В. Остроградский. В 1855 г. Менделеев окончил институт с золотой медалью и был назначен старшим учителем гимназии в Симферополь, но из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее.

    В 1856 г. Менделеев защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию, в 1857 г. был утверждён приват-доцентом этого университета и читал там курс органической химии. В 1859-1861 гг. Менделеев находился в научной командировке в Германии, где работал в лаборатории Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельбергском университете. К этому периоду относится одно из важных открытий Менделеева – определение «температуры абсолютного кипения жидкостей», известной ныне под названием критической температуры. В 1860 г. Менделеев вместе с другими русскими химиками принимал участие в работе Международного конгресса химиков в Карлсруэ, на котором С. Канниццаро выступил со своей интерпретацией молекулярной теории А. Авогадро. Таблица Менделеева в картинках большая. Это выступление и дискуссия по поводу разграничения понятий атома, молекулы и эквивалента послужили важной предпосылкой к открытию периодического закона. Вернувшись в Россию в 1861 г. Менделеев продолжил чтение лекций в Петербургском университете. В 1861 г. он опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской АН Демидовской премии. В 1864 г. Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института. В 1865 г. он защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» (тема диссертации часто используется для обоснования легенды об изобретении им 40-градусной водки). В том же году Менделеев был утверждён профессором технической химии Петербургского университета, а через два года возглавил кафедру неорганической химии.

    Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Менделеев, не найдя ни одного пособия, которое мог бы рекомендовать студентам, начал писать свой классический труд «Основы химии». В предисловии ко второму выпуску первой части учебника, вышедшему в 1869 г. Менделеев привёл таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», а в марте 1869 г. на заседании Русского химического общества Н. А. Меншуткин доложил от имени Менделеева его периодическую систему элементов. Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев создал свой учебник. При жизни Менделеева «Основы химии» издавались в России 8 раз, ещё пять изданий вышли в переводах на английский, немецкий и французский языки. В течение последующих двух лет Менделеев внёс в первоначальный вариант периодической системы ряд исправлений и уточнений, и в 1871 г. опубликовал две классические статьи – «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств некоторых элементов» (на русском языке) и «Периодическая законность химических элементов» (на немецком языке в «Анналах» Ю. Либиха). На основе своей системы Менделеев исправил атомные веса некоторых известных элементов, а также сделал предположение о существовании неизвестных элементов и отважился предсказать свойства некоторых из них. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены научным сообществом весьма сдержанно. Однако после того, как предсказанные Менделеевым «экаалюминий» (галлий), «экабор» (скандий) и «экасилиций» (германий) были открыты соответственно в 1875, 1879 и 1886 гг. периодический закон стал получать признание.

    Сделанные в конце XIX – начале XX вв. открытия инертных газов и радиоактивных элементов не поколебали периодического закона, но лишь укрепили его. Открытие изотопов объяснило некоторые нарушения последовательности расположения элементов в порядке возрастания их атомных весов (т.н. «аномалии»). Создание теории строения атома окончательно подтвердило правильность расположения Менделеевым элементов и позволило разрешить все сомнения о месте лантаноидов в периодической системе. Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. Среди других научных работ Менделеева можно отметить цикл работ по изучению растворов и разработку гидратной теории растворов (1865–1887 гг.). В 1872 г. он начал изучение упругости газов, результатом которого стало предложенное в 1874 г. обобщённое уравнение состояния идеального газа (уравнение Клайперона – Менделеева). Таблица Менделеева в картинках большая. В 1880–1885 гг. Менделеев занимался проблемами переработки нефти, предложил принцип её дробной перегонки. В 1888 г. он высказал идею подземной газификации углей, а в 1891–1892 гг. разработал технологию изготовления нового типа бездымного пороха.

    В 1890 г. Менделеев был вынужден покинуть Петербургский университет вследствие противоречий с министром Народного просвещения. В 1892 г. был назначен хранителем Депо образцовых мер и весов (которое в 1893 г. по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов). При участии и под руководством Менделеева в палате были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими (1893–1898 гг.). Менделеев считал необходимым введение в России метрической системы мер, которая по его настоянию в 1899 г. была допущена факультативно. Менделеев был одним из основателей Русского химического общества (1868 г.) и неоднократно избирался его президентом. В 1876 г. Менделеев стал членом-корреспондентом Петербургской АН, но кандидатура Менделеева в академики была в 1880 г. отвергнута. Забаллотирование Менделеева Петербургской АН вызвало резкий протест общественности в России. Д. И. Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Имя Менделеева носит химический элемент № 101 (менделевий), подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны, ряд учебных заведений и научных институтов. В 1962 г. АН СССР учредила премию и Золотую медаль им. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии, в 1964 г. имя Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета в США наряду с именами Евклида, Архимеда, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, А. Лавуазье.

    Таблица Д.И. Менделеева - периодическая система химических элементов

    Таблица Менделеева в картинках большая

    Когда человек хвастается, что никогда не изменит своих убеждений, он обязуется идти все время по прямой линии, - это болван, уверенный в своей непогрешимости. Принципов нет, а есть события; законов нет - есть обстоятельства.

    Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЗЕМЛЯ! Таблица Менделеева как План

    Эта вырезка из газетки под названием "Новый водолей" (лето 1996г)

    Мы с тем, кто хранил ее около 13 лет (Putnik) начали обсуждать ее на другом форуме. По техническим причинам нам пришлось покинуть тот форум. Администратор этого форума, которого тема заинтересовала, любезно предложил свою территорию. Putnik обещал следить за обсуждением, и со временем появиться.

    Письмо BOYa

    На Земле и, несомненно, в России эпоха особой откровенности. Мастер Мория открыл в книге "Сердце* дату начала Великой Битвы Армагеддон, первый этап которой, как известно, проходил в основном в Тонком Мире. На Земном Плане конец тридцать первого года был отмечен началом столкновений созревшей к тому времени "системы социализма" и ее оппонентов на территории Китая. То, что за этим последовало, ждет уже не описания, а осмысления, ибо не сможет найти земной ум в конце.ХХ века на Земле победителей; и невдомек ему, что не там он ищет. Вспомните, ведь в Иерархии* Мастер Мория отмечал, что давно уже "сказано, как, чтобы обозначить границу, Архангел положил светоносный меч между добром и злом". Кто перечитывал «Откровение» мог бы и подумать, зачем тот меч из уст Архангела создан обоюдоострым! Ни один из могучих земных властителей, донесших каждый свое "добро" на алтарь истории, и не мог получить победы. Земному разумению в память от Великой битвы досталось лишь недоверие к разного рода политическим узурпаторам, - так и это немало перед следующей частью.

    Сегодня, когда XX век по Всеиндиндийскому календарю Сака: закончив свой бег по предстартовой полосе "МАРСА", вышел на изумительной перспективы взлетную полосу нового "тысячелетия", отмеченную на открываемом здесь ПЛАНЕ четырьмя буквами С, как в имени Учителя ИиСуС ХриСтоС, так и в имени издревле путеводной Звезды СириуС СотиС-Х, о странном буквенном единстве которых, наверное, уже известно любознательному читателю, впервые становится возможным говорить о ПЛАНЕ. Почему не раньше? Во избежание надуманных детализаций и слишком большого скопления неизбежных спекуляций, которые, как мухи, способны засидеть любую, весьма четкую картину. Однако необходимость четкости не подвигнет Знающих на создание книги комментариев; сказано будет только, что подробности о существенном в планах обоих XX веков можно будет прочесть в известной всем таблице элементов Менделеева при помощи азбуки;

    ВЕК MHO CTYX,

    получаемой наложением английского алфавита на русский. Чтение таблицы также подразумевает своеобразное смешение языков и звуков, например, CTYX следует читать как СТИКС, а МНО, как достаточную для однозначного прочтения часть слова "многих". Впрочем, читающим таблицу лучше всего медитативно обращаться к первоисточнику, иначе можно совершить, казалось бы, мелкие, но решающие сшибки, такие, например, как неточное толкование английского слова РЕТ, или придание отдельной клетке таблицы величины в один солнечный, а не лунный год. Пусть критерием точности ваших изысканий станет определение места в таблице бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, разница в положении которых существенна.

    Замечу, неточность определении дат не так значима, как ошибки в осмыслении происходящего. Настойчивый исследователь, сравнивая характер действующих лиц периодов МАРСА обоих веков, без труда разглядит, какими из своих личин на этот раз развернулась к человечеству вездесущая МА*ИЯ. И увидит он тогда, как рвется к власти политической становящаяся всепроникающей МАфИЯ. Заметит, как место старенькой церковки в умах, тянущихся к свету, нахраписто занимает многоцветная МАгИЯ. Вспомнит, как, пока еще бесхитростно и грубо, но вовсе не безуспешно, пробует себя в роли мессии некое явление в образе женщины с именем МАрИЯ Христос. Небезуспешно, хотя бы потому, что на территории страны разрекламировано, затем дискредитировано в умах людских словосочетание Белое Братство". Грустно, но кто понимает, что действительное Белое Братство к грубым планам бытия отношения не имеет, не могут не улыбнуться.

    Тот, кто станет исследовать таблицу, несомненно, найдет недостающий в названии Звезды Сириус Сотис знак "X" и невольно задумается - что он обозначает? Чтобы помочь сему неведомому другу, хочу рассказать об одной из медитаций Нашего сотрудника тех времен уходящего XX века. В этой медитации Наш ведомый попал на концерт тонкоматериального "джазового оркестра" и с полной отдачей слился с хитросплетениями его мелодий, оценивая мастерство солистов, разнообразие и необычность звука инструментов, пытаясь проникнуть во внутренний смысл, дух исполнения композиции и одновременно насладиться понятными лишь знатоку нюансами музыки.

    Но, неожиданно для себя, наш земной гость начинает понимать, что слышит он не только тот оркестр, что пред его "глазами", но, пусть едва уловимо и незримо, зато повсюду вокруг, играет огромный "симфонический оркестр", и немало музыкантов из джазового оркестра", чувствуя это, играют вовсе не по указаниям видимого ими дирижера, а лишь в полной гармонии с явленной музыкой Сфер. Внезапно наступает момент, когда дирижер "джазового оркестра", как бы сгорая изнутри, исчезает. Наш концерт продолжается, хотя теперь уже часть музыкантов молчит, часть играет, заглядывая в ноты, часть, прислушиваясь к себе или соседу, часть, передавая звучащую музыку Сфер, но есть и такие, что увидели Дирижера. Ушедший в свои чувства зритель и не заметил, что произошло то событие, о котором мечтали давно и многие, - еще один "зал" покинул Князь Мира с Эго, и теперь уж не так далеко время, когда музыка Сфер может проникнуть в сердца и умы нечутких слушателей.

    Но не только об Армагеддоне и планах на оба XX века хотелось бы намекнуть пытливому земному уму. В конце лета 1996 года начинает свой неумолимый отсчет седьмое "тысячелетие" от рождества Христова в семеричной системе счисления лунных лет и, именно поэтому начавшаяся недавно "взлетная полоса" нового XX века несет в себе четыре "С". Человечеству предстоит свершить небывалое путешествие к осознанию своей созданности и "собранности", или, говоря языком анализа, к сопознанию своей макро- и микрокосмичности. Циклом в сорок девять семилеток пройдут по этому пути те, кого в Древнем Китае называли "небесные бессмертные". Как малые дети, веселым смехом преодолеют они свои страхи пред Вечностью. Но не заметят окружающие люди, погруженные в туман собственных забот, ни обучающих игр "небесных бессмертных", ни радостного их труда для будущего человечества, ни даже самого их существования. Невидимые и безымянные, тонкими крепкими нитями отточенного нами сознания, воздвигнут эти незаменимые Помощники прочный каркас нового тысячелетия. Циклом в семь сорокадевятилеток пройдут по этому пути те, кого посвященные Китая называли "водные бессмертные". Мужеством и верой, беззаветным служением Делу будут преодолевать неизбежный страх пред Вечностью те Мужи тясячелетия. Их судьбы светлыми цветами духа украсят историю. Не будет на Земле труднее и прекраснее выбора - оказаться в тех рядах. Трудно, но неуклонно, преодолеет остальное человечество свой путь в 332 с небольшим солнечных года, чтобы мудрость его позволила каждому из живущих называться именем "земные бессмертные". Древние исследователи вопроса посчитали, что нереально сформировать "Бессмертный зародыш" в нижнем дантяне и стать "земным бессмертным". Но сегодня можно сказать, что не зря Знающие прокладывали этот Путь к будущему для всего человечества.

    Вы спросите, кто диктует Письмо? Наверное, это сложно понять, но во Мне еще меньше личностного, чем в тех из Нас, кто подписывается Мория или Сен-Жермен; потому Письмо будет подписано "Мальчик", иначе - "BOY", чем не только стараюсь напомнить строки Евангелия о необходимости для всех осознания малости своей, но и пытаЮСЬ заставить вас вспомнить о Родителях. Если же вы захотите встретиться со Мной скажем, в медитациях, то надо медитирсвать на одном из трирадиусов вашей ладони, и успех вполне возможен, ведь Мы водим иногда тонкие тела, хотя, надо сказать, что в такой медитации можно встретиться и с Отказом, и со Старцем. и с прекрасной Женщиной, и с Воином, да и не только, ведь вы разные. Что до встречи именно с "Мальчиком", то она чаще для тех, кто, как Сент-Экзюпери, не так уж ценит "взрослые" разговоры. Кое у кого, лишь частью понявшего этот текст, может появиться желание найти земное тело писавшего, чтобы лично пожать, либо пресечь "руку Водимую*. Смысла в этом не наблюдается, но, если все же желание не исчезает, посоветую следить за собственной рукой, где, не только среди трирадиусов, реально отыскать все, что вы в этот момент ищете, но и найти ответы на другие, более существенные вопросы. Тем, кому попадет это Письмо, могу сказать, что ничего секретного в нем нет, и таить его не надо, как, впрочем, нет в нем ничего, нуждающегося в широкой рекламе: поэтому, делайте с ним все, что вам подскажет ваше Сердце, но лучше всего, предоставляя Письму возможность самому искать важного ему читателя.

    Я пишу, чтобы поделиться своей находкой. Прилагаемые четыре листочка печатного текста мне дал отксерить один "агни-йог" или "рериховец", как их чаще называют. Похоже, эти листочки кружатся в их обществе. Презанятный оказался документ.

    Стал я разбираться с приводимой в письме азбукой, читая таблицу Менделеева (заглавные буквы, входящие в азбуку - наверх АВ, не входящие - вниз LN), и стал у меня

    получаться текст! Правда, не с первых коротеньких строчек и не во всем понятный, но все же!

    Периодический закон

    Периодический закон. Дмитрий Иванович Менделеев

    В истории развития науки известно много крупных открытий. Но немногие из них можно сопоставить с тем, что сделал Менделеев — крупнейший химик мира. Хотя со времени открытия его закона прошло много лет, никто не может сказать, когда будет до конца понято все содержание знаменитой «таблицы Менделеева».

    По словам самого Дмитрия Ивановича Менделеева, открытию периодического закона способствовало накопление «к концу 60-х годов таких новых сведений о редких элементах, которые открыли их разносторонние связи между собой и другими элементами». Можно перечислить и ряд других данных, которые дополняли представления о сходстве элементов и их свойствах: изучение изоморфизма, введение понятия о валентности, разработка новых способов определения атомных масс, обсуждение гипотезы Праута и др. И действительно, уже в пятидесятые—шестидесятые годы появилось свыше десятка заслуживающих внимания попыток найти систему элементов.

    Все чаще в некоторых работах появляются мысли о необходимости классификации химических элементов. Так, в работе А. Беренфельда указывается, что серьезное значение имеет изучение редких элементов: «. они все более и более пополняют пробелы между известными. телами природы и помогают составить из этих тел непрерывный ряд, в котором всякий элемент имел бы свое определенное место».

    Особенно интересна в этом отношении диссертация Н. Алышевского (1865), который писал: «В последнее время при громадном обилии материалов в химии все более и более пробивается стремление систематизировать, группировать выработанные факты. Современные химики пришли к заключению, что многие химические элементы, весьма различные по своим наружным физическим свойствам, в своих химических функциях очень сходны, даже тождественны между собой». И еще: «Если. естественные группы установятся в неорганической химии для всех, пока еще разрозненных, химически неделимых тел, тогда изучение реакций этих облегчится в высшей степени, а с тем вместе представится возможность сделать те выводы, установить такие законы, которые до сих пор были уделом только одной органической химии».

    Сам Н. Алышевский провел сравнение некоторых свойств на основе положения элементов в их естественных группах.

    Но если уровень знаний эпохи объективно определил возможность научного решения проблемы, то от уровня знаний ученого и его мировоззрения зависело превратить эту возможность в действительность. Это не случайно удалось осуществить Менделееву.

    Дмитрий Менделеев (1834—1907) родился в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Менделеевой, урожденной Корнильевой. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика ослеп вскоре после рождения своего сына.

    Осенью 1841 года Митя поступил в Тобольскую гимназию. Он был принят в первый класс с условием, что останется там два года, пока ему не исполнится восемь лет.

    Несчастья преследовали семью Менделеевых. Осенью 1847 года умер отец, а через три месяца — сестра Аполлинария. Весной 1849 года Митя окончил гимназию, и Марья Дмитриевна, распродав имущество, вместе с детьми отправилась сначала в Москву, а затем в Петербург. Ей хотелось, чтобы младший сын поступил в университет.

    Лишь по ходатайству матери 9 августа 1850 года Дмитрий был зачислен студентом Главного педагогического института в Петербурге по физико-математическому факультету.

    Первый научный труд Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии» был опубликован в 1854 году, на следующий год он окончил институт. В мае 1855 года Ученый совет присудил Менделееву титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Врачи рекомендовали ему сменить нездоровый петербургский климат и уехать на юг.

    В Одессе Менделеева назначили преподавателем математики, физики и естественных наук в гимназию при Ришельевском лицее. Много времени он отдавал работе над магистрской диссертацией, в которой рассматривал проблему «удельных объемов» с точки зрения унитарной теории Жерара, полностью отбросив дуалистическую теорию Берцелиуса. Эта работа показала удивительную способность Менделеева к обобщению и его широкие познания в химии.

    Осенью Менделеев блестяще защитил диссертацию, с успехом прочел вступительную лекцию «Строение силикатных соединений» и в начале 1857 года стал приват-доцентом при Петербургском университете.

    В 1859 году он был командирован за границу. Два года Менделеев провел в Германии, где организовал собственную лабораторию. В конце февраля 1861 года Менделеев приехал в Петербург. Найти преподавательскую работу в середине учебного года было невозможно. И он решается написать учебник органической химии. Вышедший вскоре в свет учебник, а также перевод «Химической технологии» Вагнера принесли Менделееву большую известность.

    1 января 1864 года Менделеев получил назначение на должность штатного доцента органической химии Петербургского университета. Одновременно с этой должностью Менделеев получил место профессора в Петербургском технологическом институте. Теперь забот о материальном обеспечении семьи стало меньше, и Менделеев приступил к работе над докторской диссертацией.

    Защита диссертации состоялась 31 января 1865 года. Через два месяца Менделеев был назначен экстраординарным профессором по кафедре технической химии Петербургского университета, а в декабре — ординарным профессором.

    В то время возникла острая необходимость создать новый учебник по неорганической химии, который бы отражал современный уровень развития химической науки. Эта идея захватила Менделеева. Одновременно он начал собирать материал для второго выпуска учебника, куда должно было войти описание химических элементов.

    Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений. Но в каком порядке их проводить? Никакой системы расположения элементов не существовало. Тогда ученый сделал картонные карточки. На каждую карточку он заносил название элемента, его атомный вес, формулы соединений и основные свойства. Постепенно корзина наполнялась карточками, содержащими сведения обо всех известных к этому времени элементах. И все равно долгое время ничего не получалось. Говорят, что периодическую таблицу элементов ученый увидел во сне, оставалось ее лишь записать и обосновать.

    Но, конечно же, открытие было совершено им не случайно, так как в его деятельности органически сочетались теория и практика, знание физической стороны явления, математическая интуиция и философское осмысление. Кроме того, Менделеев умел критически относиться к работам своих предшественников и современников. Не пересыщая себя информацией, он как бы пропускал полученные уже данные через призму еще не сформировавшейся до конца концепции и, подобно скульптору, отсек все лишнее.

    Постепенно Менделеев понял, что с изменением атомного веса меняются и свойства элементов. Приближался к концу февраль 1869 года. Через несколько дней рукопись статьи, содержащей таблицу элементов, была закончена и сдана в печать.

    1 марта 1869 года Д.И. Менделеев отправил в типографию листок, на котором был записан его «Опыт системы — элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Через две недели он представил в Русское химическое общество статью «Соотношение свойств с атомным весом элементов». Сообщение об открытии Менделеева было сделано редактором «Журнала Русского химического общества» профессором Н.А. Меншуткиным на заседании общества 6 марта 1869 года. Сам

    Менделеев на заседании не присутствовал, так как в это время по заданию Вольного экономического общества он обследовал сыроварни Тверской и Новгородской губерний.

    С того дня, когда за простыми рядами символов химических элементов Менделеев увидел проявление закона природы, другие проблемы отошли на задний план. Он забросил работу над учебником «Основы химии», не занимался и исследованиями. Распределение элементов в таблице казалось ему несовершенным. По его мнению, атомные веса во многих случаях были определены неточно, и поэтому некоторые элементы не попадали на места, соответствующие их свойствам. Взяв за основу периодический закон, Менделеев изменил атомные веса этих элементов и поставил их в один ряд со сходными по свойствам элементами

    В статье, вышедшей на немецком языке в «Анналах», издаваемых Либихом, Менделеев отвел большое место разделу «Применение периодического Закона для определения свойств еще не открытых элементов». Он предсказал и подробно описал свойства трех неизвестных еще науке элементов — эка-бора, эка-алюминия и эка-кремния.

    Казалось, для Менделеева вопрос о периодическом законе был исчерпан. Но однажды осенью 1875 года, когда Менделеев просматривал доклады Парижской Академии наук, взгляд его упал на сообщение Лекока де Буабодрана об открытии нового элемента, названного им галлием. Однако французский исследователь указал удельный вес галлия — 4,7, а по вычислениям Менделеева у эка-алюминия получалось 5,9. Менделеев решил написать ученому, указав, что, судя по свойствам открытого им галлия, это не что иное, как предсказанный в 1869 году эка-алюминий.

    И, действительно, более точные определения удельного веса галлия дали значение 5,94. Открытие галлия вызвало настоящую сенсацию среди ученых. Имена Менделеева и Лекока де Буабодрана сразу стали известны всему миру. Ученые, воодушевленные первым успехом, начали искать остальные, еще не открытые элементы, которые были предсказаны Менделеевым. В десятках лабораторий Европы закипела работа, сотни ученых мечтали о необыкновенных открытиях.

    И успехи не заставили себя долго ждать. В 1879 году профессор Ларе Фредерик Нильсон, работавший в Упсальском университете (Швеция), открыл новый элемент, полностью соответствующий описанному Менделеевым эка-бору. Он назвал его скандием. Повторное доказательство предсказаний Менделеева вызвало настоящий триумф. Вскоре стали поступать сообщения об избрании Менделеева почетным членом различных европейских университетов и академий.

    Прекрасным подтверждением менделеевского закона явилась и открытая Рамзаем группа инертных газов, давшая возможность включить в систему «нулевую» группу — пограничную между щелочными металлами и металлоидами. Сам Менделеев писал об «укрепителях» закона: «Писавши в 1871 году статью о приложении периодического закона к определению свойств еще неоткрытых элементов, я не думал, что доживу до оправдания этого следствия периодического закона, но действительность ответила иначе. Описаны были мною три элемента: экабор, экаалюминий и экасилиций, и не прошло 20 лет, как я имел уже величайшую радость видеть все три открытыми и получившими свои имена от тех трех стран, где найдены редкие минералы, их содержащие, и где сделано их открытие: галлия, скандия и германия. Л. де Буабодрана, Нильсона и Винклера, их открывших, я, с своей стороны, считаю истинными укрепителями периодического закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне В такой же мере я считаю Рамзая утвердителем справедливости периодического закона. » Сегодня ясно, что в менделеевском открытии слились воедино три линии развития химии: поиски систематики различных объектов химии (от атомов до кристаллов) в их взаимосвязи — понятие «химический элемент» их объединило; изучение индивидуальности элементов, особенно мало применявшихся тогда редких элементов, что позволило раскрыть понятие элемент-аналогии; изучение взаимосвязи свойств с составом и строением соединений, что привело к формированию целостного учения о периодичности.