За рабство IT-разработчиков Западу платим мы

Западные производители программного обеспечения (ПО) ушли, конкурентов не осталось, и русские разработчики тут же взвинтили на свои продукты цены. Жадность человеческая? Не совсем. Подробнее о том, почему отечественное ПО стало дорогим удовольствием – в материале «Первого русского».

Мы привыкли думать, что собственного ПО в России почти нет. А ведь его просто навалом. Есть свои операционные системы, свои офисные решения, свои программы для автоматизации бизнес-процессов, управления серверами с гигантскими массивами данных, виртуализации и многого другого.

30 марта деловая пресса разразилась возмущениями: русские программисты взвинтили цены на фоне дефицита после ухода из России иностранных компаний. Утверждается, что отечественные программы подорожали сразу на 20–50%. И это очень серьёзно, потому что подорожали программы ровно тогда, когда оказались более всего нужны. Как программисты начали грабить Россию? Посмотрим на основное.

ФСБ и Минобороны одобрили? Пора поднимать цены!

Одна из главных русских операционных систем (ОС) на замену Microsoft Windows – это ОС Astra Linux от отечественной ГК «Астра». Как нетрудно догадаться, эта ОС построена на открытом ядре Linux, однако оно было серьёзно доработано, а сама система затем прошла сертификацию в ФСБ и Минобороны России. На этой ОС у нас уже работают чувствительные инфраструктуры вроде сферы ВПК и силовых ведомств в целом.

И правда, негоже нашей ФСБ, например, зависеть от того, «прилетело» или нет очередное обновление «винды». К тому же о «дырах», бесконечных «бэкдорах» (ошибках, заложенных самими разработчиками), уязвимостях и так далее не сказал ещё только ленивый.

Так вот. Если до СВО, по состоянию на август 2021 года, годовая лицензия на Astra Linux Special Edition стоила 30,9 тысячи рублей, то сейчас, в конце марта 2023 года она подорожала до 46,7 тысячи рублей.

То есть, если на вашем предприятии сотня компьютеров, которые должны работать на Astra Linux, вам придётся заплатить уже более 4,6 миллиона рублей за их переход с «винды» на отечественную ОС. И платить столько же ежегодно.

Золотые «офисы»

Конечно, в России есть свои аналоги и для Microsoft Office – «Р7-офис», «Мой офис», Libre Office и ряд других. В марте 2022 года президент России Владимир Путин своим указом запретил госзаказчикам закупать иностранное программное обеспечение для критической инфраструктуры без согласования с профильным ведомством. Фактически это означало, что все они должны постепенно переехать только на отечественный «софт» (указ прописывал этапы перехода до 2027 года). То есть процесс ещё продолжается.

Офисные пакеты – едва ли не самое востребованное ПО в любой организации. А нынешние цены на продукты того же «Р7-офиса» уже серьёзно кусаются, да и разработчик предлагает корпоративным клиентам сразу пакеты, например, по 100 лицензий.

Скриншот страницы сайта одного из дистрибьюторов «Р7-офис»

Антивирусы не упустят своего

Наиболее популярные у нас в стране антивирусные программы Kaspersky Antivirus и Dr.Web тоже не остались в стороне. Кстати, эти антивирусы до недавнего времени пользовались неплохим спросом и в западных странах. До недавнего, потому что на волне санкций от них стали отказываться зарубежные заказчики.

Скриншот страницы сайта одного из дистрибьюторов Dr.Web

Ну а что же вы хотели? Оказывается «невидимая рука рынка» готова обрушить и процесс импортозамещения в ПО в России. Что-то стало дефицитом, а это вроде как повод поднять на это цены, рассуждают господа вендоры (хотя всё гораздо хитрее, об этом – ниже).

Сейчас на рынке существует ограниченное количество поставщиков и почти бесконечное количество потребителей,

– охарактеризовал ситуацию с ростом цен зампред правления Россельхозбанка Николай Ульянов в комментарии «Коммерсанту».

Так что происходит на самом деле?

Конечно, после ухода западных, мягко говоря, не самых дружественных компаний простые люди запросто могут скачивать пиратские копии любого ПО и использовать его. Однако это невозможно для бизнеса, который по закону не имеет права использовать пиратские копии (в России пока ещё не легализовали пиратский софт, хотя так уже поступила Белоруссия).

На самом же деле все проблемы с ростом цен связаны не с уходом западных компаний. Безусловно, производители отечественного ПО хотят заработать, но ситуация в реальности сложнее и глубже, чем нам пытаются показать.

Это связано не с отсутствием конкуренции, а с отсутствием того программного инструментария, из которого создаются эти программные продукты и который разработчикам приходится закупать обходным путём через параллельный импорт и третьи страны,

– сказал в беседе с Царьградом эксперт в области информационной безопасности Виталий Вехов.

Вы понимаете, да? По словам эксперта, речь идёт о необходимых библиотеках стандартных алгоритмов программ, на которые зарубежные правообладатели наложили санкции и без которых отечественным разработчикам не собрать собственные продукты.

Покупая недостающие звенья программ дороже, производители сохраняют ту же долю прибыли, которая у них была до санкций и СВО, перекладывая таким образом лишние траты на потребителей. Достаточно хитрая схема, но она работает.

Что с того?

Рост цен на отечественное ПО, который уже вызвал серьёзную шумиху в СМИ, – не причина, а следствие. Мало кто обращает внимания на то, в какой степени заявленные в качестве отечественных и даже включённые в соответствующий реестр программы являются до конца русскими. Проблема та же, что и во многих других сферах, – могли в своё время создать полностью собственные продукты, но не сделали этого.

В итоге потребители в России отвязываются от западных программ, переходя втридорога на отечественное, а это отечественное между тем и само зависит от иностранного инструментария. И эта проблема – куда серьёзнее, чем любой рост цен.


Опубликовано

в

,

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino